Название статьи

МУЗЕИ НАРОДНОГО ЗОДЧЕСТВА ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ: ОБЗОР СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ В РОССИИ

Автор/ы

М. Ю. Гайдук

А. И. Клименко

А. Б. Храмцов

Сведения об авторе/авторах

Мария Юрьевна Гайдук — ассистент, Тюменский индустриальный университет, ул. Луначарского, д. 2, 625001 г. Тюмень, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1350-2504. E-mail: mary.gaydouk@mail.ru

Александр Иванович Клименко — доцент, Тюменский индустриальный университет, ул. Луначарского, д. 2, 625001 г. Тюмень, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7670-9057. E-mail: archklim@mail.ru

Александр Борисович Храмцов — кандидат исторических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет, ул. Луначарского, д. 2, 625001 г. Тюмень, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2758-4192. E-mail: khramtsov_ab@bk.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2021

Номер журнала

Т. 61

Страницы

С. 38–63

Дата поступления статьи

19.08.2020

Дата публикации

28.09.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-61-38-63

Индекс УДК

008+391

Индекс ББК

71.1+79.1(2)

Аннотация

В статье представлен обзор отечественного опыта создания этнографических музеев под открытым небом. Исследованы этапы и хронологическая периодизация основания подобных музеев в мире. Рассмотрены исторические условия создания музеев под открытым небом в России. Первый опыт создания такого музея был продемонстрирован на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве в 1923 г. В парке-музее подмосковного села Коломенское были размещены памятники деревянного зодчества XVII–XVIII вв. Впервые предлагается комплексная классификация музеев под открытом небом по различным основаниям: статус музейного комплекса (федеральный, региональный, локальный), специфика экспозиции, архитектурно-градостроительный принцип организации; принцип организации экспозиции и др. Установлено, что большая часть музеев под открытым небом сконцентрирована в центральной части России. Выявлен потенциал для открытия музея под открытым небом на территории Тюменской области. Опыт и примеры функционирования музеев дают «почву» для развития этнографических музеев во всех регионах страны. Создание данного комплекса интересно не только с точки зрения реализации просветительской функции населения, но и развития экономики региона — создания максимально разнообразного турпродукта (ландшафт — архитектура — этнография).

Ключевые слова

музей народного зодчества, музей под открытым небом, этнографический музей, музей-заповедник, деревянное зодчество, ландшафт.

Список литературы

1 Гнедовский Б. В., Добровольская Э. Д. Музеи под открытым небом в СССР: развитие принципов формирования и структуры // Музейное дело и охрана памятников. М.: Наука, 1987. Вып. 2. 21 с.

2 Гнедовский Б. В. Памятники деревянного зодчества России в музеях под открытым небом. 12 старейших музеев народного зодчества и быта. М.: Пробел-2000, 2002. 68 с. 

3 Ивановская Н. И. Музей под открытым небом // Российская музейная энциклопедия. М.: Прогресс, 2001. С. 394–395.

4 Морозов М. Н. Скансен — этнографический̆ музей Швеции под открытым небом // Советская этнография. 1960. № 5. С. 102–109. 

5 Козлова-Афанасьева Е. М. Архитектурное наследие Тюменской области: иллюстрированный научно-практический каталог. Тюмень: Искусство, 2008. 488 с. 

PDF-файл

Скачать