Название статьи |
КОМЕДИЙНАЯ ХОРОМИНА И ТЕАТР «БУРГУНДСКОГО ОТЕЛЯ»: ОСОБЕННОСТИ РЕПЕРТУАРА И СЦЕНОГРАФИИ |
Автор/ы |
М. В. Каплун |
Сведения об авторе/авторах |
Марианна Викторовна Каплун ― кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. E-mail: tangosha86@mail.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2019 |
Номер журнала |
Т. 54 |
Страницы |
С. 265–275 |
Дата поступления статьи |
29.08.2019 |
Дата публикации |
28.12.2019 |
Индекс УДК |
792.05 |
Индекс ББК |
85.333(2) + 85.333(4Фра) + 83.3(2Рос=Рус) |
Аннотация |
В XVI–XVII вв. многие европейские театры представляли собой сценические площадки с постоянным репертуаром и статичными декорационными приемами. Благодаря деятельности Посольского приказа второй половины XVII в. на Русь стали проникать первые представления, и особую роль в этом играла Франция времен короля Людовика XIV. На примере деятельности первого театрального здания на Руси последней трети XVII в. Комедийной хоромины и театра «Бургундского отеля» в Париже можно проследить развитие театрального дела в XVI–XVII вв. В первых русских пьесах нашли свое отражение темы, образы, сюжеты из репертуара театра «Бургундского отеля», в котором соседствовали фарсы, моралите и трагикомедии. Ранние русские придворные драмы были написаны на библейские («Иудифь», «Артаксерксово действо» и др.) и античные сюжеты (балет «Орфей», «Комедия о Бахусе и Венусе»). Подобные сюжеты можно найти в творчестве ведущего драматурга «Бургундского отеля» конца XVI – |
Ключевые слова |
Комедийная хоромина, театр «Бургундского отеля», русская драматургия последней трети XVII вв., французская драматургия XVI–XVII вв., русский театр, французский театр, сценография, репертуар, театрально-декорационное искусство, трагикомедия. |
Список литературы |
1 Богоявленский С. К. Московский театр при царях Алексее и Петре. М.: О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1914. XXII, 192 с. 2 Бургундский отель. М.: Вече, 2001. URL: https://www.booksite.ru/localtxt/the/atr/es/sto/12.htm (дата обращения: 05.08.2019) 3 Варнеке Б. В. История русского театра. Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1908. Часть первая: XVII–XVIII век. 367 с. 4 Всеволодский-Гернгросс В. Н. Русский театр: От истоков до середины XVIII в. М.: АН СССР, 1957. 164 с. 5 Гуревич Л. Я. История русского театрального быта: от середины XVII до начала XIX века. Изд. 2-е. М.: URSS, 2012. С. 7–16. 6 Дживелегов А. К., Бояджиев Г. Н. Французский театр // История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. М.: ГИТИС, 2013. С. 259–273. 7 Каплун М. В. Об одном стихотворении Иоганна Готфрида Грегори // Studia Litterarum. 2017. Т. 2, № 4. С. 170–181. 8 Каплун М. В. Персонажи-шуты в «Иудифи» И. Г. Грегори в контексте репертуара «английских комедиантов» // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (24). С. 61–65. 9 Каплун М. В. Пьесы на сюжет об Адаме и Еве в творчестве Иоганна Готфрида Грегори и Йоста ван ден Вондела // Вестник славянских культур. 2015. № 3 (37). С. 155–164. 10 Полуденский М. Русское посольство при дворе Лудовика XIV // Русский вестник. 1863. № 10. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/France/XVII/1660-1680/Kate/text.htm (дата обращения: 20.09.2019). 11 Ранняя русская драматургия XVII – первая половина XVIII в.: в 5 т. М.: Наука, 1972. Т. 1: Первые пьесы русского театра. 508 с. 12 Ранняя русская драматургия XVII – первая половина XVIII в.: в 5 т. М.: Наука, 1972. Т. 2: Русская драматургия последней четверти XVII и начала XVIII в. 367 с. 13 Симультанная декорация // Театральная энциклопедия: в 6 т. 1961–1967 / глав. ред. П. А. Марков. М.: Сов. энциклопедия, 1965. Т. 4. URL: http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s08/e0008814/index.shtml (дата обращения: 11.08.2019). 14 Черная Л. А. Повседневная жизнь московских государей в XVII веке. М.: Молодая гвардия, 2013. 411 с. 15 Adam A. Histoire de la littérature française au XVIIe siècle: en 3 t. Paris: Michel albin SA. Tome 1. 1997. 632 p. 16 Hervey C. The Theatres of Paris. Rev. ed. Paris: Galignani. London: John Mitchell. 396 p. 17 Jensen C. R. Musical Cultures in Seventeenth-Century Russia. Bloomington: Indiana University Press, 2009. 361 p. 18 Mahelot L. Le Mémoire de Mahelot, Laurent et d'autres décorateurs de l'Hôtel de Bourgogne et de la Comédie-Française au XVIIe sìecle / pub. par Henry Carrington Lancaster. Paris: Edouard Champion, 1920. 154 p. 19 The Oxford Companion to the Theatre // Hartnoll, Phyllis, ed. 4th ed. Oxford: Oxford University Press, 1983. 934 p. 20 Rigal E. Alexandre Hardy et le théâtre français a la fin du 16e et au commencement du 17e siècle. Paris: Hachette et Co, 1889. 715 p. 21 Seydoux M. Les ambassades russes à la cour de Louis XIV [d'après les documents des archives du ministère des Affaires étrangères] // Cahiers du monde russe et soviétique, vol. 9, no. 2, Avril-Juin 1968, pp. 235–244. 22 Sier de Catheux. Journal // Une ambassade russe a la cour de Louis XIV. Bibliotheque russe nouvelle Serie. T. III. Paris: Libraririe A. Franck, 1860, pp. 1–32. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|