Название статьи

КОМЕДИЙНАЯ ХОРОМИНА И ТЕАТР «БУРГУНДСКОГО ОТЕЛЯ»: ОСОБЕННОСТИ РЕПЕРТУАРА И СЦЕНОГРАФИИ

Автор/ы

М. В. Каплун

Сведения об авторе/авторах

Марианна Викторовна Каплун ― кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. E-mail: tangosha86@mail.ru 

Рубрика

Искусствоведение

Год

2019

Номер журнала

Т. 54

Страницы

С. 265–275

Дата поступления статьи

29.08.2019

Дата публикации

28.12.2019

Индекс УДК

792.05

Индекс ББК

85.333(2) + 85.333(4Фра) + 83.3(2Рос=Рус)

Аннотация

В XVI–XVII вв. многие европейские театры представляли собой сценические площадки с постоянным репертуаром и статичными декорационными приемами. Благодаря деятельности Посольского приказа второй половины XVII в. на Русь стали проникать первые представления, и особую роль в этом играла Франция времен короля Людовика XIV. На примере деятельности первого театрального здания на Руси последней трети XVII в. Комедийной хоромины и театра «Бургундского отеля» в Париже можно проследить развитие театрального дела в XVI–XVII вв. В первых русских пьесах нашли свое отражение темы, образы, сюжеты из репертуара театра «Бургундского отеля», в котором соседствовали фарсы, моралите и трагикомедии. Ранние русские придворные драмы были написаны на библейские («Иудифь», «Артаксерксово действо» и др.) и античные сюжеты (балет «Орфей», «Комедия о Бахусе и Венусе»). Подобные сюжеты можно найти в творчестве ведущего драматурга «Бургундского отеля» конца XVI –
начала XVII вв. Александра Арди. В своих пьесах Арди опирался на сюжеты из Библии и произведения, взятые у греческих и римских авторов, переработанные в духе испанских драм. Смешение основ симультанных декораций и перспективных конструкций можно обнаружить в организации сценического пространства во Франции и на Руси. Рассмотрение репертуара и сценографии русского и французского театра XVI–XVII вв. дает возможность исследовать первый русский театр в контексте западноевропейской театральной традиции и выявить закономерности в формировании и организации русского театра указанного периода.

Ключевые слова

Комедийная хоромина, театр «Бургундского отеля», русская драматургия последней трети XVII вв., французская драматургия XVI–XVII вв., русский театр, французский театр, сценография, репертуар, театрально-декорационное искусство, трагикомедия.

Список литературы

1 Богоявленский С. К. Московский театр при царях Алексее и Петре. М.: О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1914. XXII, 192 с.

2 Бургундский  отель. М.: Вече, 2001. URL: https://www.booksite.ru/localtxt/the/atr/es/sto/12.htm (дата обращения: 05.08.2019)

3 Варнеке Б. В. История русского театра. Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1908. Часть первая: XVII–XVIII век. 367 с.

4 Всеволодский-Гернгросс В. Н. Русский театр: От истоков до середины XVIII в. М.: АН СССР, 1957. 164 с.  

5 Гуревич Л. Я. История русского театрального быта: от середины XVII до начала XIX века. Изд. 2-е. М.: URSS, 2012. С. 7–16.

6 Дживелегов А. К., Бояджиев Г. Н. Французский театр // История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. М.: ГИТИС, 2013. С. 259–273.

7 Каплун М. В. Об одном стихотворении Иоганна Готфрида Грегори // Studia Litterarum. 2017. Т. 2, № 4. С. 170–181.

8 Каплун М. В. Персонажи-шуты в «Иудифи» И. Г. Грегори в контексте репертуара «английских комедиантов» // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (24). С. 61–65.

9 Каплун М. В. Пьесы на сюжет об Адаме и Еве в творчестве Иоганна Готфрида Грегори и Йоста ван ден Вондела // Вестник славянских культур. 2015. № 3 (37). С. 155–164.

10 Полуденский М. Русское посольство при дворе Лудовика XIV // Русский вестник. 1863. № 10. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/France/XVII/1660-1680/Kate/text.htm (дата обращения: 20.09.2019).

11 Ранняя русская драматургия XVII – первая половина XVIII в.: в 5 т. М.: Наука, 1972. Т. 1: Первые пьесы русского театра. 508 с.

12 Ранняя русская драматургия XVII – первая половина XVIII в.: в 5 т. М.: Наука, 1972. Т. 2: Русская драматургия последней четверти XVII и начала XVIII в. 367 с.

13 Симультанная декорация // Театральная энциклопедия: в 6 т. 1961–1967 / глав. ред. П. А. Марков. М.: Сов. энциклопедия, 1965. Т. 4. URL: http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s08/e0008814/index.shtml (дата обращения: 11.08.2019).

14 Черная Л. А. Повседневная жизнь московских государей в XVII веке. М.: Молодая гвардия, 2013. 411 с.

15 Adam A. Histoire de la littérature française au XVIIe siècle: en 3 t. Paris: Michel albin SA. Tome 1. 1997. 632 p.

16 Hervey C. The Theatres of Paris. Rev. ed. Paris: Galignani. London: John Mitchell. 396 p.

17 Jensen C. R. Musical Cultures in Seventeenth-Century Russia. Bloomington: Indiana University Press, 2009. 361 p.

18 Mahelot L. Le Mémoire de Mahelot, Laurent et d'autres décorateurs de l'Hôtel de Bourgogne et de la Comédie-Française au XVIIe sìecle / pub. par Henry Carrington Lancaster. Paris: Edouard Champion, 1920. 154 p.

19 The Oxford Companion to the Theatre // Hartnoll, Phyllis, ed. 4th ed. Oxford: Oxford University Press, 1983. 934 p. 

20 Rigal E. Alexandre Hardy et le théâtre français a la fin du 16e et au commencement du 17e siècle. Paris: Hachette et Co, 1889. 715 p.

21 Seydoux M. Les ambassades russes à la cour de Louis XIV [d'après les documents des archives du ministère des Affaires étrangères] // Cahiers du monde russe et soviétique, vol. 9, no. 2, Avril-Juin 1968, pp. 235–244.

22 Sier de Catheux. Journal // Une ambassade russe a la cour de Louis XIV. Bibliotheque russe nouvelle Serie. T. III. Paris: Libraririe A. Franck, 1860, pp. 1–32.

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации