Название статьи

К ПРОБЛЕМЕ РАЗЛИЧЕНИЯ И ТИПОЛОГИИ НОСИТЕЛЕЙ МАГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В КУЛЬТУРАХ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Автор/ы

А. В. Поповкин

Г. С. Поповкина

Сведения об авторе/авторах

Андрей Владимирович Поповкин — кандидат философских наук, заведующий кафедрой философии, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, ул. Пушкинская, д. 89, 690001 г. Владивосток, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1824-9448
E-mail: andrey.popovkin@gmail.com

Галина Сергеевна Поповкина — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, ул. Пушкинская, д. 89, 690001 г. Владивосток, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6521-8658
E-mail: galina.popovkina@gmail.com 

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2022

Номер журнала

Т. 64

Страницы

С. 65–77

Дата поступления статьи

10.12.2020

Дата одобрения рецензентами

10.08.2021

Дата публикации

28.06.2022

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-64-65-77

Индекс УДК

008+316.423(=81):291.33

Индекс ББК

71(=411)+86.41(=411)

Аннотация

Статья посвящена проблеме построения классификации носителей сакрального знания в традиционной культуре восточных славян, в частности, выяснению причин затруднения исследователей в дифференциации фигуры колдуна и знахаря. На основе анализа полевых материалов и исследовательских работ, в которых предприняты попытки типологизации, рассмотрено, как три вида научного объяснения — каузальное, функциональное и интенциональное — используются при систематизации «знающих». Как правило, ни одна из типологий не опирается только на один тип объяснений, а сочетает каузальное или интенциональное объяснение с функциональным. Классификации, построенные на каузальном объяснении, часто рассматривают магические воздействия как некую объективную реальность, отличающую практики колдуна и знахаря. Типологизация, принятая в фольклористике, чаще всего опирается на функциональное объяснение, прекрасно решающее задачи по группировке персонажей традиционной культуры. Однако понимание бытования явления «знающих» в народном сознании часто требует привлечения интенционального объяснения. Делается вывод, что выстраивание однозначной объективной и не зависящей от свойств конкретной личности и ее отношений с социумом типологии «знающих» вряд ли возможно, типологическая принадлежность носителей сакрального знания всегда будет иметь ситуативный характер. 

Ключевые слова

восточные славяне, знахарство, колдовство, «знающие», традиционная культура, методология культурно-антропологического исследования.

Список литературы

1 Антчак В. К. «Знающие люди» в традиционной культуре русских: автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 2005. 24 с.

2 Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М.: Индрик, 2000. 432 с.

3 Добровольская В. Е. Народные представления о колдунах в несказочной прозе // Мужской сборник. М.: Лабиринт, 2001. Вып. 1: Мужчина в традиционной культуре. С. 95–105. 

4 Зверев В. А., Шишкова Е. К. «Знаткие» люди. Рассказы о колдунах и знахарях в современной русской деревне на Чулыме // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Мат. междунар. науч. конф. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2008.
С. 207–212. 

5 Знатки, ведуны и чернокнижники. Колдовство и бытовая магия на Русском Севере / под общ. ред. А. Б. Мороза. М.: ФОРУМ; Неолит, 2012. 592 с.

6 Ильина И. В. Традиционная медицинская культура народов европейского северо-востока (конец XIX – ХХ вв.). Сыктывкар: Изд-во ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН, 2008. 225 с. 

7 Мазалова Н. Е. Злой колдун: особенности мифологизированной личности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 308–312.

8 Мазалова Н. Е. Колдун, вор, разбойник в произведениях русского фольклора // Университетский научный журнал. 2013. № 6. С. 112–118.

9 Мазалова Н. Е. Этнографические аспекты изучения личности «знающего» (XIX – начало XXI в.). СПб.: Петербургское Востоковедение, 2011. 304 с.

10 Поповкин А. В., Поповкина Г. С. «Православное» знахарство и Церковь: проб-лема отношений // Религиоведение. 2010. № 3. С. 62–72.

11 Поповкина Г. С. Знахари и знахарство у восточных славян юга Дальнего Востока России. Владивосток: Дальнаука, 2008. 200 с.

12 Рене Ж. Вещи, сокрытые от создания мира / пер. с фр. М.: Изд-во ББИ, 2016. 518 с.

13 Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Международные отношения, 1995. Т. 1. 584 с.

14 Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Международные отношения, 1999. 702 с.

15 Харитонова В. И. Заговорно-заклинательное искусство восточных славян. Проблемы традиционных интерпретаций и возможности современных исследований. М.: Изд-во ИЭА РАН, 1999. 292 с. 

16 Христофорова О. Б. Колдуны и жертвы. Антропология колдовства в современной России. М.: ОГИ; РГГУ, 2010. 432 с.

17 Шкуратюк Ю. А. Семантика лексемы знающий в пермских говорах // Вестник Пермского университета. 2011. Вып. 4 (16). С. 32–39.

PDF-файл

Скачать