Название статьи |
К ПРОБЛЕМЕ РАЗЛИЧЕНИЯ И ТИПОЛОГИИ НОСИТЕЛЕЙ МАГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В КУЛЬТУРАХ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН |
Автор/ы |
А. В. Поповкин Г. С. Поповкина |
Сведения об авторе/авторах |
Андрей Владимирович Поповкин — кандидат философских наук, заведующий кафедрой философии, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, ул. Пушкинская, д. 89, 690001 г. Владивосток, Россия. Галина Сергеевна Поповкина — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, ул. Пушкинская, д. 89, 690001 г. Владивосток, Россия. |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2022 |
Номер журнала |
Т. 64 |
Страницы |
С. 65–77 |
Дата поступления статьи |
10.12.2020 |
Дата одобрения рецензентами |
10.08.2021 |
Дата публикации |
28.06.2022 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-64-65-77 |
Индекс УДК |
008+316.423(=81):291.33 |
Индекс ББК |
71(=411)+86.41(=411) |
Аннотация |
Статья посвящена проблеме построения классификации носителей сакрального знания в традиционной культуре восточных славян, в частности, выяснению причин затруднения исследователей в дифференциации фигуры колдуна и знахаря. На основе анализа полевых материалов и исследовательских работ, в которых предприняты попытки типологизации, рассмотрено, как три вида научного объяснения — каузальное, функциональное и интенциональное — используются при систематизации «знающих». Как правило, ни одна из типологий не опирается только на один тип объяснений, а сочетает каузальное или интенциональное объяснение с функциональным. Классификации, построенные на каузальном объяснении, часто рассматривают магические воздействия как некую объективную реальность, отличающую практики колдуна и знахаря. Типологизация, принятая в фольклористике, чаще всего опирается на функциональное объяснение, прекрасно решающее задачи по группировке персонажей традиционной культуры. Однако понимание бытования явления «знающих» в народном сознании часто требует привлечения интенционального объяснения. Делается вывод, что выстраивание однозначной объективной и не зависящей от свойств конкретной личности и ее отношений с социумом типологии «знающих» вряд ли возможно, типологическая принадлежность носителей сакрального знания всегда будет иметь ситуативный характер. |
Ключевые слова |
восточные славяне, знахарство, колдовство, «знающие», традиционная культура, методология культурно-антропологического исследования. |
Список литературы |
1 Антчак В. К. «Знающие люди» в традиционной культуре русских: автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 2005. 24 с. 2 Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М.: Индрик, 2000. 432 с. 3 Добровольская В. Е. Народные представления о колдунах в несказочной прозе // Мужской сборник. М.: Лабиринт, 2001. Вып. 1: Мужчина в традиционной культуре. С. 95–105. 4 Зверев В. А., Шишкова Е. К. «Знаткие» люди. Рассказы о колдунах и знахарях в современной русской деревне на Чулыме // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Мат. междунар. науч. конф. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2008. 5 Знатки, ведуны и чернокнижники. Колдовство и бытовая магия на Русском Севере / под общ. ред. А. Б. Мороза. М.: ФОРУМ; Неолит, 2012. 592 с. 6 Ильина И. В. Традиционная медицинская культура народов европейского северо-востока (конец XIX – ХХ вв.). Сыктывкар: Изд-во ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН, 2008. 225 с. 7 Мазалова Н. Е. Злой колдун: особенности мифологизированной личности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 308–312. 8 Мазалова Н. Е. Колдун, вор, разбойник в произведениях русского фольклора // Университетский научный журнал. 2013. № 6. С. 112–118. 9 Мазалова Н. Е. Этнографические аспекты изучения личности «знающего» (XIX – начало XXI в.). СПб.: Петербургское Востоковедение, 2011. 304 с. 10 Поповкин А. В., Поповкина Г. С. «Православное» знахарство и Церковь: проб-лема отношений // Религиоведение. 2010. № 3. С. 62–72. 11 Поповкина Г. С. Знахари и знахарство у восточных славян юга Дальнего Востока России. Владивосток: Дальнаука, 2008. 200 с. 12 Рене Ж. Вещи, сокрытые от создания мира / пер. с фр. М.: Изд-во ББИ, 2016. 518 с. 13 Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Международные отношения, 1995. Т. 1. 584 с. 14 Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Международные отношения, 1999. 702 с. 15 Харитонова В. И. Заговорно-заклинательное искусство восточных славян. Проблемы традиционных интерпретаций и возможности современных исследований. М.: Изд-во ИЭА РАН, 1999. 292 с. 16 Христофорова О. Б. Колдуны и жертвы. Антропология колдовства в современной России. М.: ОГИ; РГГУ, 2010. 432 с. 17 Шкуратюк Ю. А. Семантика лексемы знающий в пермских говорах // Вестник Пермского университета. 2011. Вып. 4 (16). С. 32–39. |
PDF-файл |