Название статьи

ПСИХОГЕОГРАФИЯ КАК ДОМИНИРУЮЩИЙ ФАКТОР В ДЕТЕРМИНИРОВАНИИ НАПРАВЛЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И. К. АЙВАЗОВСКОГО 

Автор/ы

Е. А. Скоробогачева

Сведения об авторе/авторах

Екатерина Александровна Скоробогачева — доктор искусствоведения, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, ул. Мясницкая, д. 21, 101000 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4576-2685
E-mail: Skorobogacheva@mail.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2023

Номер журнала

Т. 68

Страницы

С. 317–328

Дата поступления статьи

07.02.2022

Дата одобрения рецензентами

27.10.2022

Дата публикации

28.06.2023

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-68-317-328

Индекс УДК

7.011.26

Индекс ББК

85.14

Аннотация

Жизненный и творческий путь И. К. Айвазовского широко известен, однако исследователи не уделяли достаточного внимания психогеографии как одному из доминирующих факторов, определяющих становление и развитие его творческой личности.

Развиваясь в рамках ситуационистского интернационала, термин «психогеография» соотносим с научными сферами социальной психологии и философии, всецело приложим и к  искусству начала XXI в. Данный термин, по нашему убеждению, следует применять и к широкой сфере истории искусства.

Айвазовский странствовал по всему миру. Путешествия по Италии, странам Западной Европы, поездки в Турцию и на Кавказ становились важными вехами его творческого пути, но вдохновение он черпал, прежде всего, в родной Феодосии. Обращаясь к исследованию психогеографии творчества И. К. Айвазовского, следует обратиться и к генезису его рода. Принадлежность к крымским армянам в жизни будущего художника сыграла немаловажную роль. Армянская колония в Крыму насчитывает более чем 600-летнюю историю. Иван Айвазовский занимался в армянской приходской школе при церкви Св. Саркиса, где получил начальное образование. Любознательный ученик стремился всячески расширять свои знания, в частности, запоминал множество легенд и подлинных исторических фактов, связанных с происхождением родного города, что также позволяет рассматривать генезис личности, как и становление, а затем признание художника и общественного деятеля И. К. Айвазовского, опираясь на понятие «психогеография».

Психогеография определена как значимое понятие при изучении творчества и общественной деятельности И. К. Айвазовского. Земли Феодосии являются важнейшим историко-художественным пространством И. К. Айвазовского с 1820-х по 1900 г. Доказательством тому служат его историко-религиозные, пейзажные произведения, основание им «Киммерийской школы живописи», его труды по благоустройству Феодосии. Две стихии — моря и города — воспринимались им нераздельно, как исток философии творчества, деятельности, давая генезис психогеографии его жизни в декорациях приморского города.

Ключевые слова

психогеография, генезис творчества И. К. Айвазовского, историко-художественное пространство Феодосии.

Список литературы

1 Академик. Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academic.ru (дата обращения: 08.06.2023).

2 Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский, 1817–1900. М.: Искусство, 1962. 288 с.

3 Вагнер Л. А., Григорович Н. С. И. К. Айвазовский. М.: Искусство, 1970. 270 с.

4 Галабутский Ю. А. И. К. Айвазовский. По личным воспоминаниям // Личные воспоминания современника Ивана Константиновича Айвазовского. URL: http://gorod24.online›Феодосия›Новости›…_ivana_konstantinovicha… (дата обращения: 01.02.2022).

5 Дебор Г. Психогеография. М.: Ad marginem, 2017. 112 с.

6 Маркина Л. А. Айвазовский в Италии. (1840–1843) // Третьяковские чтения. 2015. Материалы научной конференции. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2016. С. 79–91.

7 Маркина Л. А. Айвазовский. Молодые годы // Наше наследие. 2016. № 117. URL: http://nasledie-rus.ru›podshivka/11711.php (дата обращения: 06.06.2023).

8 Маркина Л. А. Многоликий Айвазовский // Галерея. 2017. № 1. URL: http://tg-m.ru›articles/1-2017-54/mnogolikii-aivazovskii (дата обращения: 01.02.2022).

9 Микаелян В. А. И. К. Айвазовский и его соотечественники // Lraber Hasarakakan Gitutyunneri. 1991. № 1. С. 59–70.

10 Саргсян М. С. И. К. Айвазовский (на армянском языке) // Микаелян В. А. И. К. Айвазовский и его соотечественники // Lraber Hasarakakan Gitutyunneri. 1991. № 1. С. 60–67. 

11 Саркизов-Серазини И. М. Воспоминания о Феодосии //  Lib.ru/Классика: Саркизов-Серазини Иван Михайлович. URL: http://az.lib.ru›s/sarkizowserazini_i_m…vospominania_o… (дата обращения: 01.06.2023). 

12 Скоробогачева Е. А. Теологическая доминанта творчества И. К. Айвазовского // Сфера культуры. 2020. № 1. С. 25–35.

13 Эллард К. Среда обитания: как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие. М.: Альпина Паблишер, 2016. 282 с.

15 Скоробогачева Е. А. Айвазовский. М.: Молодая гвардия, 2021. 333 с.

PDF-файл

Скачать