Название статьи

КОНЦЕПТ «ШИПОВНИК» В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ (на материале народных загадок)

Автор/ы

Н. В. Шестеркина

Сведения об авторе/авторах

Наталья Викторовна Шестеркина — доктор филологических наук, професор, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, ул. Большевистская, д. 68, 430031 г. Саранск, Роcсия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4905-4573
E-mail: nvshest@mail.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2022

Номер журнала

Т. 66

Страницы

С. 188–199

Дата поступления статьи

21.08.2021

Дата одобрения рецензентами

27.10.2021

Дата публикации

28.12.2022

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-66-188-199

Индекс УДК

398.6

Индекс ББК

82.3(2)

Аннотация

В статье рассматриваются особенности словоупотребления народных загадок о кустарнике шиповник и результаты их лингвокультурологического анализа. Исходным материалом послужили сборники загадок В. В. Митрофановой (основной), М. А. Рыбниковой и Д. Н. Садовникова (дополнительные). В тексте статьи описаны языковые и мифологические механизмы в составе загадок о шиповнике, а также характеризуется его амбивалентность (положительные и негативные оценки). Особое внимание уделяется «костюмному коду» дерева с «костюмной» метафорой и «костюмными» элементами (по М. Л. Ковшовой), где большое внимание отдается сходству шиповника с человеком. Трудности анализа составили расшифровки многих атрибутов кустарника, поэтому автор статьи иногда приводит свои личные предположения относительно разных версий. Статья включает также отдельные элементы сказок и легенд о шиповнике. 

Ключевые слова

народные русские загадки, шиповник, мифология, лингвокультурологический аспект, костюмный код, костюмная метафора, амбивалентность.

Список литературы

1 Агапкина Т. А. Деревья в славянской народной традиции: Очерки. М.: Индрик, 2019. 656 с.

2 Адамчик В. В. Словарь символов и знаков. М.; Минск: АСТ; Харвест, 2006. 240 с.

3 Владимирова Н. В. Флористические образы в лирике А. А. Ахматовой // Гуманитарные научные исследования. URL: http://human.snauka.ru/2015/04/10698 (дата обращения: 26.03.2019).

4 Ковшова М. Л. Лингвокультурологический анализ идиом, загадок, пословиц и поговорок. М.: ЛЕНАНД, 2019. 400 с.

5 Ковшова М. Л. Семантика головного убора в культуре и языке. Костюмный код культуры. М.: Гнозис, 2015. 368 с.

6 Колесов В. В. Мир человека в слове Древней Руси. Л.: Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 1986. 312 с.

7 Левина М. З., Гришунина В. П. Диалектная вариантность фитонима «Шиповник» в мокшанском языке // Финно-угорский мир. 2016. № 1. С. 16–19.

8 Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологических символов в индоевропейских языках. М.: ВЛАДОС, 1996. 416 с.

9 Маковский М. М. Этимологический словарь современного немецкого языка. М.: Азбуковник, 2004. 630 с.

10 Марков А. В. Латинизмы в поэтических книгах «Дикий шиповник» О. Седаковой и «Труды и дни монахини Лавинии» Е. Шварц // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2017. Т. 9. Вып. 1. С. 122–129.

11 Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Восточная литература, 1976. 407 с.

12 Митрофанова В. В. Загадки. Л.: Наука, 1968. 255 с.

13 Рыбникова М. А. Загадки. М.; Л.: Академия, 1932. 488 с.

14 Садовников Д. Н. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач. М.: Современный писатель, 1995. 400 с. 

15 Садовниковъ Д. Н. Загадки русскаго народа: Сборникъ загадокъ, вопросовъ, притчъ и задачъ. СПб.: Изд. А. С. Суворина, 1901. 295 с.

16 Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Международные отношения, 2009. Т. 4. 656 с. 

17 Топоров В. Н. Об одном из парадоксов движения. Несколько замечаний о сверх-эмпирическом смысле глагола «стоять», преимущественно в специализированных текстах // Концепт движения в языке и культуре. М.: Индрик, 1996. С. 7–88.

18 Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1983. С. 227–284.

19 Усачева В. В. Шиповник // Славянская мифология: энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Международные отношения, 2011. С. 493–494.

20 Шестеркина Н. В. Сущность религиозных верований как часть духовной культуры // Общероссийская научн.-практич. конф.: Современные исследования социальных проблем: сб. ст. Красноярск: [б. и.], 2015. № 4 (24). С. 219–243. 

21 Шестеркина Н. В. Антропоцентризм и антропоморфизм Березы // VIII Лазаревские чтения «Лики традиционной культуры в современном культурном пространстве: ренессанс базовых ценностей?»: Мат. междунар. науч. конф. Челябинск: [б. и.], 2018. С. 66–68. 

22 Шестеркина Н. В. БЕРЕЗА как фольклорный концепт (на материале русских народных загадок) // Когнитивные исследования языка. М.: Ин-т языкознания РАН, Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2018. Вып. 34. С. 245–249.

23 Шестеркина Н. В. Теоморфные признаки концепта HIMMEL как отражение коллективного бессознательного // Вопросы когнитивной лингвистики: научно-теоретический журнал. 2009. № 2. С. 53–63.

24 Элиаде М. История веры и религиозных идей: От каменного века до элевсинских историй. М.: Академический Проект, 2012. 622 с.

PDF-файл

Скачать