Название статьи

КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР «СЛОБОДСКОГО ДВОРЦА» ДЕМИДОВЫХ В «НЕМЕЦКОЙ СЛОБОДЕ»: ОРГАНИЗАЦИЯ, ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И УГАСАНИЕ ТРАДИЦИИ ДВОРЯНСКИХ ДОМАШНИХ ТЕАТРОВ МОСКВЫ НА РУБЕЖЕ XVIII–XIX ВВ.

Автор/ы

А. В. Белов

Сведения об авторе/авторах

Алексей Викторович Белов — доктор исторических наук, старший научный сотрудник, Институт российской истории Российской академии наук, ул. Дмитрия Ульянова, д. 19, 117292 г. Москва, Россия; доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет), Ленинградский просп., д. 49/2, 125167 г. Москва, Россия.
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-5606-0086
E-mail: belovavhist@mail.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2023

Номер журнала

Т. 69

Страницы

С. 119–131

Дата поступления статьи

26.01.2023

Дата одобрения рецензентами

27.03.2023

Дата публикации

25.09.2023

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-69-119-131 

Индекс УДК

008

Индекс ББК

71(2) + 85.33(2)

Аннотация

Крепостные театры сыграли большую роль в распространении традиций театра Западной Европы в России. Но подавляющая их часть носила любительский и закрытый характер. Публичные и при этом профессиональные крепостные коллективы были кране не многочисленны. Театр Н. А. и Н. Н. Демидова принадлежал к небольшому числу частных театров, которые занимали промежуточное положение (театры «средней руки») между основной массой любительских домашних коллективов, и весьма не многими высокопрофессиональными крепостными труппами. Создатели данной промежуточной категории домашних творческих коллективов относились к высшим кругам российского общества, обладали большими деньгами и были хорошо знакомых с культурой Западной Европы и России. Именно эта труппа домашних театров сыграла большую роль в деле формирования культурной среды и сценических кадров России. В работе раскрываются особенности внешнего вида и внутреннего убранства здания театра. Анализируются разные формы сценического искусства. Особое внимание обращено на музыкантов и певцов, которые играли большую роль в культурной жизни дворца. Рассказывается история семьи актера Мочалова (Степана, его жены и сына). Разбираются причины заката усадебного театра Демидовых, рассматриваются события, связанные с этим процессом, его значение.

Ключевые слова

Н. А. Демидов, Н. Н. Демидов, крепостной театр, усадебный театр, культурная среда города, русский национальный театр, «Слободской дом»

Список литературы

Исследования

1 Архитектурные альбомы М. Ф. Казакова: Альбомы партикулярных строений / подгот. к изд., ст. и коммент. Е. А. Белецкой. М.: Госстройиздат, 1956. 326 с. 

2 Борис А. Г., Канаев М. Б. Слободской дом Демидовых в Москве // Демидовский временник. Екатеринбург: Демидовский ин-т, 1994. Кн. I. С. 65–73. 

3 Бочаров Н. П. Статистические сведения о частных театрах в Москве в конце прошлого столетия и Большой Петровский театр // Москва и москвичи, историко-статистические очерки, исследования и заметки. М.: Тип. М. П. Щепкина, 1998. Вып. I. Стб. 69–92.

4 Бутурлин М. Д. Записки графа М. Д. Бутурлина: воспоминания, автобиография, исторические современные мне события и слышанные от старожилов, портреты, впечатления, артистические сведения, литературные заметки и фамильная летопись: в 2 т. М.: Любимая книга, Русская усадьба,, 2006. Т. I. 651 с.

5 Греч А. Н. Музыка в русской усадьбе // Русская усадьба. Сб. Общества изучения русской усадьбы / науч. ред.-сост. Л. В. Иванова. М.: Жираф, 1998. Вып. 4 (20). С. 171–179.

6 Дынник Т. А. Крепостной театр. М.; Л.: Academia, 1933. 327 с.

7 Евреинов Н. Н. История Русского театра // История русского театра. М.: Экспо, 2019. С. 9–372.

8 Костерина-Азарян А. Б. Театр в жизни Николая Никитича Демидова // Демидовский временник. Исторический альманах. Екатеринбург: Демидовский ин-т, 1994. Кн. I. С. 147–162.

9 Михаленко Н. В. К вопросу о роли музыки в «усадебном тексте» // Парадигма: философско-культурологический альманах. 2019. № 30. С. 102–112.

10 Памятники архитектуры Москвы: Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века (от Земляного до Камер-Коллежского вала). М.: Искусство, 1998. 423 с.

11 Полевой Н. Мои воспоминания о русском театре и русской драматургии // Репертуар русского театра, издаваемый И. Песоцким, на 1840 год. СПб.: Тип. А. А. Плюшара, 1840. Т. I. С. 1–12.

12 Пыляев М. И. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. М.: Московский рабочий. 1990. 416 с.

13 Романюк С. К. Москва за Садовым кольцом. Энциклопедия. М.: АСТ, Астрель, 2007. 895 с.

14 Сахновский В. Г. Крепостной усадебный театр. Краткое введение к его типологическому изучению. Л.: Колос, 1924. 61 с.

15 Юркин И. Н. Демидовы — ученые, инженеры, организаторы производства: Опыт науковедческой просопографии. М.: Наука, 2001. 333 с.

PDF-файл

Скачать