Название статьи |
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ОФОРМЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ КЛУБОВ И ТАПИССЕРИЯ В ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА |
Автор/ы |
В. Д. Уваров А. С. Седов |
Сведения об авторе/авторах |
Виктор Дмитриевич Уваров — доктор искусствоведения, профессор, Российский экономический университет им. Плеханова, Стремянный пер., д. 36, 117997 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0406-746X. E-mail: artuwaroff@yandex.ru Алексей Сергеевич Седов — магистрант, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 115035 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2204-551X. E-mail: sidoff@list.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2020 |
Номер журнала |
Т. 58 |
Страницы |
С. 308-317 |
Дата поступления статьи |
25.12.2019 |
Дата публикации |
28.12.2020 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-58-308-317 |
Индекс УДК |
745.52+746.1 |
Индекс ББК |
85.128+85.127 |
Аннотация |
В статье представлены история возникновения и развития музыкальных клубов в Царской России в XVIII–XIX вв. и послереволюционный период существования клубов в Советской России, рассматривается творчество мастеров ковроделия (по принятой международной терминологии — таписсьеров), формирующих дизайн интерьеров концертных залов, а также дается интегральное описание концертного зала в культуре — как единства места события концерта и специфического концертного пространства. Благодаря знаменательному историческому событию — вхождению Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации — ковер становится средством самоидентификации народа. В наше время актуальность и жизнеспособность таписсерии подтверждается опытом современных архитекторов, которые не отказываются от этого имеющего тысячелетние традиции вида творчества и плодотворно используют ее в интерьерах новейшей архитектуры как средство создания позитивного имиджа. Использование элементов культуры в современном художественном творчестве является чрезвычайно актуальным. Войдя в российское правовое и экономическое пространство, Крым одновременно входит и в культурный ареал России. Группа российских художников, музыкантов, литераторов и экологов пришла к идее создания в Крыму проекта универсального, многофункционального, инновационного, культурного центра нового времени. Статья представляет собой попытку дать комплексный анализ деятельности художников, занимающихся созданием ковров, и интерьеров музыкальных клубов, в частности, клуба в Крыму, в Ялте. |
Ключевые слова |
таписсерия, гобелен, шпалера, безворсовый ковер, искусство ткачества, художественный текстиль. |
Список литературы |
1 Бещева Н. И. Гобелен в общественных интерьерах России 1970–1990 гг. На примере творчества мастеров Петербургской и Московской школ: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2004. 110 с. 2 Газизова А. Т. История развития ручного ткачества от гобелена до таписерий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2015. Т. 17, № 1–4. С. 989–991. 3 Гобелен (художественное ткачество): учебн.-методич. пособ. / сост. С. Н. Кравченко. Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2015. 123 с. 4 Доброва А. А., Уваров В. Д. Искусство таписсерии в интерьерах общественных зданий // Дизайн и искусство — стратегия проектной культуры XXI века (ДИСК-2016): сб. мат. Всерос. научн. конф. мол. исслед. М.: Изд-во РГУ им. А. Н. Косыгина, 2016. Ч. 3. С. 32–35. 5 История возникновения клубов // Мир знаний. URL: https://smekni.com/a/126886/istoriya-vozniknoveniya-klubov/ (дата обращения: 18.09.2020). 6 Крамер А. Ю. Концертный зал в европейской и отечественной культуре: дис. … канд. культурологии. URL: https://disser.spbu.ru/disser2/690/aftoreferat/KramerA_avtoref.pdf (дата обращения: 18.09.2020). 7 Крамер А. Ю. Концертный зал как архитектурный объект в культурном пространстве // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16. Вып. 1. С. 345–353. 8 Куракова Н. В. Ленинградский авторский гобелен в пространстве общественного интерьера // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). Мир художественной культуры. 2013. № 2 (27). С. 145–149. 9 Семизорова Л. Б. Особенности развития отечественного искусства гобелена (на примере творчества художников Екатеринбурга рубежа ХХ–ХХI в.в.): автореф. дис. … канд. искусствоведения. Екатеринбург, 2011. 29 с. 10 Уваров В. Д. Проблема эстетической организации предметно-пространственной среды интерьера // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2016. № 2. Ч. 1. С. 4–16. 11 Уваров В. Д. Специфика взаимодействия тектоники архитектуры интерьера со структурной организацией монументальной таписсерии // Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика. Мат. I междунар. научн. конф. / под ред. В. Б. Санжарова, Д. О. Антипиной. СПб.: Изд-во СПбГУПТД, 2016. С. 265–274. 12 Уваров В. Д. Специфика художественного языка таписсерии-гобелена // Научный поиск. Технологический центр (Шуя). 2015. № 1.1. С. 63–65. 13 Уваров В. Д. Таписсерия, станковая и монументальная живопись // Сб. мат. междунар. научн.-технич. конф. «Инновации-2015». М.: Изд-во МГУДТ, 2015. С. 197–202. 14 Цветкова Н. Н. Искусство ручного ткачества: монография. СПб.: Изд-во СПбКО, 2014. 217 с. |
PDF-файл |