Название статьи |
СКАЗКА — МИФ — ЛОГОС В ПОЭТИКЕ РОМАНА Г. ЯХИНОЙ «ДЕТИ МОИ» |
Автор/ы |
Н. И. Павлова |
Сведения об авторе/авторах |
Надежда Ивановна Павлова — кандидат филологических наук, доцент, Тверской государственный технический университет, наб. А. Никитина, д. 22, 170026 г. Тверь, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5038-1898. E-mail: nadija_80@mail.ru |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2021 |
Номер журнала |
Т. 59 |
Страницы |
С. 237–247 |
Дата поступления статьи |
01.11.2019 |
Дата публикации |
28.03.2021 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-59-237-247 |
Индекс УДК |
821.161.1.0 |
Индекс ББК |
83.3(2Рос=Рус)7 |
Аннотация |
Статья посвящена исследованию мифологического подтекста романа «Дети мои» Г. Яхиной, проявившегося на разных уровнях: композиции, сюжета, конструирования системы образов персонажей. Главный герой романа Якоб Бах и его возлюбленная Клара воссоединяются в единое целое не только как возлюбленные, но и как выразители двух взаимосвязанных и взаимодополняющих начал немецкой культуры — фольклорного и литературного. И взаимодействие данной пары героев следует рассматривать в этом символическом контексте. В романе зарождается принципиально значимый для его концепции мотив пророчества, который имплицирует подтекст о сотворении мира-Логоса, получающий дальнейшее развитие в нарративе, когда образ главного героя реализует функцию хранителя культурной памяти поволжских немцев. При этом акт творчества синонимичен сотворению, что позволяет видеть в сложном романном целом повторяемость компонентов замкнутого цикла «мифа — жизни», полностью реализованного в его повествовательной структуре. Мифологический мир, окружающий Баха, находится в оппозиции к пространству советской истории, воплощенной в образе агитатора Гофмана. Возникает перевернутая картина мира: исторического как мертвого и мира культуры как мира живого. Таким образом, в романе полюс жизни и смерти меняются местами относительно настоящего и прошлого. В этом читается глубинный замысел писательницы в репрезентации слова культуры как дарующего бессмертие и жизнь в вечности. |
Ключевые слова |
подтекст, мифологизм, Гузель Яхина, мифопоэтика, национальная идентичность, немцы Поволжья, историческая память. |
Список литературы |
1 Басинский П. Гузель Яхина выпустила новую книгу // Российская газета.ру. № 95 URL: https://rg.ru/2018/05/03/guzel-iahina-vypustila-novuiu-knigu.html (дата обращения: 25.10.2019). 2 Винокурова Л., Силантьева О. «И я разрешила себе об этом написать»: интервью с Г. Яхиной // Московская Немецкая Газета. URL: https://ru.mdz-moskau.eu/и-я-разрешила-себе-об-этом-написать/ (дата обращения: 25.10.2019). 3 Ищук-Фадеева Н. И. Подтекст // Культурология: дайджест. М.: ИНИОН, 2011. № 1 (56). С. 162–175. 4 Лащева М. «Хотелось поговорить о молчащем поколении»: интервью с Г. Яхиной // Огонек. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3649858 (дата обращения: 20.10.2019). 5 Метерлинк М. Сокровище смиренных // Мудрость и судьба. Томск: Водолей, 1994. 256 с. 6 Павлова Н. И. Поэтика визуальности в романе Г. Яхиной «Дети мои»: к вопросу о феномене литературного успеха // Культура и текст. 2018. № 3 (34). С. 52–66. 7 Чернявская Ю. Книги, о которых говорят. Гузель Яхина: от «Зулейхи» к «Детям» // TUT BY MEDIA. LLC. URL: https://news.tut.by/culture/593657.html (дата обращения: 20.10.2019). 8 Яхина Г. Ш. Дети мои: роман. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. 493 с. |
PDF-файл |