| Название статьи | МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОРИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ А. НИЖНИКА: СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ФОЛЬКЛОРА | 
| Автор/ы | Е. А. Каминская | 
| Сведения об авторе/авторах | Елена Альбертовна Каминская — доктор культурологии, кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников, проректор по учебно-методической работе, Институт современного искусства, ул. Новозаводская, д. 27А, 121309 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0529-0601 Е-mail: kaminskayae@mail.ru | 
| Рубрика | Искусствоведение | 
| Год | 2022 | 
| Номер журнала | Т. 63 | 
| Страницы | С. 309–315 | 
| Дата поступления статьи | 06.11.2020 | 
| Дата одобрения рецензентами | 10.09.2021 | 
| Дата публикации | 28.03.2022 | 
| Индекс DOI: | https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-63-309-315 | 
| Индекс УДК | 78 | 
| Индекс ББК | 82(2) + 85.315(2) | 
| Аннотация | Взаимодействие народной и профессиональной культуры широко проявляет себя в современности. Одним из показательных явлений такого взаимодействия выступает музыкальный фольклоризм. Он разнообразно преломляется в творчестве каждого композитора. Нацеленность отечественной музыкальной культуры на преломление фольклорных традиций установилось еще с XIX в., когда аутентичный материал перерабатывался, исходя из авторского художественного замысла. И в современной музыкальной культуре, несмотря на активные метаморфозы музыкального языка, часто далекого от традиционного звучания, музыкальный фольклоризм проявляет себя достаточно активно. Именно поэтому столь важно в исследованиях по музыкальной культуре обращаться к тем произведениям, в которых ярко проявляется специфика композиторского творчества, преломляются современные звучания и аутентичные фольклорные тексты. Одним из таких произведений стало оркестровое сочинение современного композитора Артема Александровича Нижника «Карагоды весны». В нем находят отражение основные принципы работы с фольклорным первоисточником, прежде всего цитирование, преобразование фольклорных мотивов, стилизация под фольклор (сочинение «в духе»). Все это обогащает творческий метод автора новыми оригинальными идеями. Творчество композитора — пример чуткого обращения к фольклору, бережного отношения к нему, профессиональной работы с аутентичными текстами. Для самого фольклора — это живое звучание в современных концертных практиках как одной из форм его актуализации. | 
| Ключевые слова | фольклоризм, музыкальный фольклоризм, профессиональное композиторское творчество, художественный метод. | 
| Список литературы | 1 Головинский Г. Л. Композитор и фольклор: из опыта мастеров XIX–XX веков: очерки. М.: Музыка, 1981. 279 с., ноты. 2 Нижник А. Карагоды весны для оркестра русских народных инструментов. Белгород: [б.и.], 2016. 20 с. ноты. | 
| PDF-файл | 



