Название статьи |
САКРАЛЬНЫЕ ЛАНДШАФТЫ В КОЛЛЕКТИВНОМ СОЗНАНИИ СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЕЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ |
Автор/ы |
Е. А. Окладникова |
Сведения об авторе/авторах |
Елена Алексеевна Окладникова — доктор исторических наук, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, наб. р. Мойка, д. 48, 191186 г. Санкт-Петербург, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4720-9584. E-mail: okladnikova-ea@yandex.ru |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2020 |
Номер журнала |
Т. 58 |
Страницы |
С. 34-46 |
Дата поступления статьи |
18.11.2019 |
Дата публикации |
28.12.2020 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-58-34-46 |
Индекс УДК |
008 |
Индекс ББК |
71.1+26.89(2Рос) |
Аннотация |
В статье публикуются результаты полевых социкультурных исследований, проведенных в сельских районах Ленинградской области (2015–1018). Целью полевой работы автора было изучение установок коллективного сознания респондентов в отношении почитаемых ландшафтных объектов их Малой Родины, что предполагало выявление установок коллективного сознания сельских жителей Волосовского, Кингисеппского, Гатчинского, Лужского районов Ленинградской области, ориентированных на поддержание исторической памяти. Поэтому в качестве объекта исследования мы избрали представления (смыслы), которые наши респонденты связывали с почитаемыми ландшафтными объектами (культовыми камнями, священными рощами, деревьями, источниками др.). Именно эти объекты являются маркерами сакрального ландшафта территорий. В результате исследования мы разделили всех наших респондентов (N=179), с которыми мы работали методом нарративных интервью на три группы: «Знатоков», т. е. людей, способных ответить на наши вопросы, «Импровизаторов» — людей, дававших фантазийные, расплывчатые ответы, и «Слабо исторически осведомленных» — оказавшихся неспособными дать ответы на наши вопросы. Большинство респондентов, как мужчин, так и женщин, оказались в группе «Слабо осведомленных» (59%), количество «Импровизаторов» — 29%, а «Знатоков» — 12%. Преобладание людей, которые не интересуются историей своей Малой Родины, в нашем обществе настораживает. Угасание этого интереса свидетельствует о сложностях, которые испытывает символическая политика государства, об острой необходимости создания позитивных аттитюдов к сакральным ландшафтам Северо-Запада России в целом, а также о необходимости формирования позитивного отношения людей к сакральному ландшафту как источнику духовной, этнокультурной, социокультурной идентификации. |
Ключевые слова |
сакральный ландшафт, историческая память, сельское население Ленинградской области, почитаемые ландшафтные объекты. |
Список литературы |
1 Антонов К. М. Историческое изучение религии в духовно-академической традиции в дореволюционной России // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 1 (33). С. 39–55. 2 Бодалев А. А., Руткевич Л. А. Как становятся великими и выдающимися. 3 Кастанеда К. Учение дона Хуана. Путь знаний индейцев яки. М.: Локид. 1997. 527 с. 4 Лефевр А. Производство пространства. М.: Strelka Press, 2015. 432 с. 5 Никитинский И. Ф. Тридцать лет исследований Тиуновской трехмерной модели Заволочья конца XV в. (Тиуновского святилища) // Историческая география России: ретроспектива и современность комплексных региональных исследований. СПб.: Древности севера, 2015. Ч. 2. С. 33–36. 6 О деревенских святынях Вологодского края (святые рощи, деревья, камни, горы, источники) // MERJAMA. URL: http://2012.merjamaa.ru/news/o_derevenskikh_svjatynjakh_vologodskog (дата обращения 21.12.2019). 7 Путятина Т. П. Формирование исторического сознания школьной молодежи в условиях трансформации российского общества: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2007. 16 с. 8 Скакун Н. Н, Никитинский И. Ф. Трасологические исследования техники нанесения рисунков Тиуновского святилища // Труды Международной комиссии по первобытному искусству. Кемерово: Изд-во ГемГУ, 2000. Т. 2. С. 101–103. 9 Стросс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001, 256 с. 10 Geertz C. Thick Description: Toward an Interpretative Theory of Culture // The Interpretation of Cultures. N.Y.: BasicBooks, 1973. 457 р. |
PDF-файл |