Название статьи |
ОБРАЗ АТАМАНШИ В ПОВЕСТИ Б. А. ЛАВРЕНЕВА «ВЕТЕР» (1924): ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ И РАЗИНСКИЙ СЮЖЕТ |
Автор/ы |
О. А. Симонова |
Сведения об авторе/авторах |
Ольга Алексеевна Симонова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25а, 121069 г. Москва, Россия. |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2023 |
Номер журнала |
Т. 68 |
Страницы |
С. 167–180 |
Дата поступления статьи |
01.10.2021 |
Дата одобрения рецензентами |
28.10.2021 |
Дата публикации |
28.06.2023 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-68-167-180 |
Индекс УДК |
821.161.1 |
Индекс ББК |
83.3(2Рос=Руе)6 |
Аннотация |
В статье анализируется повесть Б. А. Лавренева «Ветер. Повесть о днях Василия Гулявина» (1924). В качестве аналитического метода используется гендерный подход. Хотя в советское время повесть неоднократно привлекала внимание исследователей, такой ракурс впервые применяется в данной статье. Образ героини повести Лельки конструируется взглядами на нее разных персонажей. Сама она считает себя предводительницей, демонстрирует чрезмерную жестокость, отрицает в себе женское, в целом маркирует его как слабое, второстепенное. Герои-мужчины навязывают ей нормативную фемининность: характеристиками Лельки выступают красота, сексуальность. В повести ставится вопрос, может ли «баба» быть товарищем. Главный герой Гулявин воспринимает Лельку амбивалентно, пытается признать за женщиной и за проституткой право называться человеком. Из-за проявленных Лелькой жестокости и предательства Гулявин отвечает на поставленный вопрос отрицательно. Кроме того, в статье рассматривается имплицитно присутствующий в повести разинский сюжет, который также прочитывается сквозь видение разных персонажей. Если в своем субъективном восприятии Лелька — атаманша, то для Гулявина она персидская княжна, она подчинена ему как командиру и как мужчине. Близость с нею приводит героя к предательству по отношению к своему товарищу, что соотносится с поведением Разина. Подобна гибели княжны и казнь Лельки — «царицы персицкой». |
Ключевые слова |
Гражданская война, русская литература 1920-х гг., фемининность, гендер, легенда о Степане Разине. |
Список литературы |
1 Бородина А. В., Бородин Д. Ю. Баба или товарищ? Идеал новой советской женщины в 20-х – 30-х годах // Женские и гендерные исследования в Тверском государственном университете: научн.-методич. сб. / отв. ред. В. И. Успенской; под ред. Е.Н. Строгановой, Н.Н. Козловой. Тверь: Компания Фолиум, 2000. С. 45–51. 2 Великая Н. И. Формирование художественного сознания в советской прозе 20-х годов. Владивосток: Дальневосточное книжное изд-во, 1975. 198 с. 3 Зусева-Озкан В. Прямая и обратная проекции сюжета о Стеньке Разине и персидской княжне: Евгений Замятин и Анна Баркова // Literatūra. 2021. Vol. 63. № 2. С. 88–105. 4 Кардин В. Пристрастие: Очерки о писателях и литературе. М.: Сов. писатель, 1972. С. 264–277. 5 Климова М. Н. «Стенька Разин и персидская княжна»: становление одного русского мифа // Встречи и диалоги в смысловом поле культуры: материалы научной междисциплинарной конференции, Омск, 26–28 февраля 2016 г. / сост. и отв. ред. Т. И. Подкорытовой. Омск: Изд-во Омского государственного педагогического ун-та, 2016. С. 159–168. 6 Кондюрина Э. Особенности романтического стиля Б. Лавренева // Ученые записки Вильнюсского университета. Вильнюс: Вильнюсский университет, 1960. (Литература, 2). Т. 31. № 2. С. 99–107. 7 Медведев П. Н. Творчество Бориса Лавренева (Литературные дебаты) // Медведев П. Н. В лаборатории писателя / [вступ. ст. Е. Добиной]. Л.: Сов. писатель, 1971. С. 364–386. 8 Минокин М. В. Советская художественная проза 20-х годов о Гражданской войне. М.: Просвещение, 1973. 142 с. 9 Неклюдов С. Ю. Легенда о Разине: персидская княжна и другие сюжеты. М.: Индрик, 2016. 552 с. 10 Ружина В. А. Ветер революции («Ветер» Б. Лавренева: апология стихийности или своеобразие эпохи и художественного метода писателя) // Из истории советской литературы 20-х годов. Мат. межвузовской научн. конф. Иваново: [б. и.], 1963. С. 147–173. 11 Симонова О. А. Разинский мотив утопления княжны в литературе о Гражданской войне («Княжна» А. М. Соболя и «Повольники» А.С. Яковлева) // Сибирский филологический журнал. 2021. № 4. С. 97–109. 12 Хазан В. И. Жизнь и творчество Андрея Соболя, или Повесть о том, как все вышло наоборот. СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова: Издательский дом «Галина скрипсит», 2015. 908 с. 13 Чоп В. М. Маруся Никифорова. Запорожье: РА «Тандем У», 1998. 68 с. 14 Эвентов И. Борис Лавренев: Критико-биографический очерк. Л.: Сов. писатель, 1951. 143 с. 15 A Plot of Her Own: The Female Protagonist in Russian Literature / ed. by S. S. Hoisington. Evanston (Ill.): Northwestern University Press, Cop., 1995. 164 p. 16 Borenstein E. Men without women: Masculinity and Revolution in Russian Fiction, 1917–1929. Durham, London, Duke Universal Press, Cop, 2000. 346 p. 17 Gasiorowska X. Women in Soviet Fiction, 1917–1964. Madison (Wis.) etc.: University of Wisconsin Press, 1968. 288 p. 18 Зонин А. Рец. на кн.: Борис Лавренев. «Ветер» // На посту. 1925. № 1 (6). С. 249. 19 Лавренев Б. Ветер (повесть о днях Василия Гулявина) // Литературно-художественный альманах для всех. Л.: Прибой, 1924. Кн. 1. С. 5–70. 20 Лавренев Б. А. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Художественная литература, 1982. Т. 1: Повести и рассказы / сост. и подгот. текста А. Ю. Лавреневой; примеч. Б. А. Геронимуса. 654 с. 21 Правдухин В. Рец. на кн.: Борис Лавренев. «Ветер» // Красная Новь. 1925. Кн. 6. С. 292–294. |
PDF-файл |