Название статьи

ЕВГЕНИЙ БАЗАРОВ И «ДОН ЖУАН»: К ПРОБЛЕМЕ ОБРАЗОВ, МОТИВОВ, НАРРАТИВНОГО СИНТАКСИСА

Автор/ы

А. В. Голубков

Сведения об авторе/авторах

Андрей Васильевич Голубков — доктор филологических наук, профессор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая, д. 20, 101000 г. Москва, Россия; ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7069-1033. E-mail: andreygolubkov@mail.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2021

Номер журнала

Т. 60

Страницы

С. 150–160

Дата поступления статьи

13.05.2020

Дата публикации

28.06.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-60-150-160

Индекс УДК

821.161.1.0

Индекс ББК

83.3(2Рос=Рус)52+83.3(4Фра)

Аннотация

Статья посвящена анализу образа Евгения Базарова и сюжетного «хода» романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева в сопоставлении с западноевропейской легендой о Дон Жуане, преимущественно в ее вариации, предложенной в XVII в. в комедии Мольера. Отправной точкой рассуждений оказывается фраза Базарова о том, что ему важно только лишь то, что «дважды два — четыре», которая оказывается схожа с репликой мольеровского Дон Жуана в споре со слугой Сганарелем. Анализируется статус концепта «дважды два четыре» в русской словесности середины XIX в. и возможность прямого или ненамеренного заимствования Тургеневым фразы из текста Мольера, а также имени возлюбленной героя (Анна) — из всего корпуса нарративов о Дон Жуане. Предлагается стратегия прочтения фабулы романа как разворачивания ключевых эпизодов, восходящих к легенде о Дон Жуане: анализируется архетипическое сродство образов Аркадия и Сганареля (а также Санчо Пансы), функциональность нарратива о дороге и мотива бунта, а также концептуальное сходство сцен смерти Дон Жуана и Базарова: герои умирают из-за вмешательства инфернального начала, предстающего в образе трупа. Высказывается предположение о том, что предшествующая литературная традиция послужила средством обработки насущного современного Тургеневу содержания, связанного с появлением социального типа нигилиста.

Ключевые слова

И. С. Тургенев, «Отцы и дети», Мольер, Дон Жуан, нарратив, архетипы.

Список литературы

1 Багно В. Е. Расплата за своеволие, или воля к жизни // Миф о Дон Жуане.
СПб.: Corvus, 2000. С. 5–22.

2 Богумил Т. А. Повесть И. С. Тургенева «Три портрета» как вариация сюжета о Дон Жуане // Культура и текст. 2019. № 1 (36). С. 43–51.

3 Григорьев Ап. Сочинения. М.: И. Н. Кушнерев и К., 1915. Вып. 11. 61 с.

4 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1973. Т. 5. 407 с.

5 Дуккон А. К вопросу о некоторых проблемах оценки расхождений между Достоевским и Белинским // Acta Universitatis Szegediensis. Dissertationes Slavicae. 1982. № 15. С. 67–84.

6 Дуккон А. Жизнь и литературная фикция в «Записках из подполья» Ф. М. Достоевского (Достоевский и Белинский) // Dissertationes Slavicae XVIII. Szeged, 1986. P. 185–207. 

7 Дуккон А. Дважды два четыре или пять? Проблемы романтизма и реализма в понимании молодого Тургенева и Белинского // И. С. Тургенев. Жизнь, творчество, традиции. Budapest: Tankönyvkiadó, 1994. С. 60–68.

8 Дуккон А. Диалог текстов: «голос» В. Г. Белинского в «Записках из подполья» Ф. М. Достоевского // Культура и текст. 2013. № 1 (14). С. 4–28. 

9 Захаров В. Н. Сколько будет дважды два, или Неочевидность очевидного в поэтике Достоевского // Вопросы философии. 2011. № 4. С. 109–114.

10 Лотман Ю. М. Пушкин и «Historiettes» Таллемана де Рео // Лотман Ю. М. Пушкин. СПб.: Искусство-СПб, 1995. С. 350–354.

11 Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость // Мольер. Полн. собр. соч.: в 3 т. М.: Искусство, 1986. Т. 2. С. 99–160.

12 Монтень М. Опыты: в 2 т. М.: Терра, 1996. Т. 1. 719 с.

13 Неклюдова М. С. Дважды два четыре, или математическая проблема в «Дон Жуане» Мольера // Мировое древо / Arbor mundi. 2007. № 13. С. 9–40.

14 Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. М.: Наука, 1980. Т. 4. 687 с. М.: Наука, 1980. Т. 5. 543 с. М.: Наука, 1981. Т. 7. 559 с. М.: Наука, 1982. Т. 10. 607 с.

15 Сытина Ю. Н. «Дважды два — математика. Попробуйте возразить»: возражения Достоевского и русской классики // Достоевский и мировая культура: Альманах. СПб.: Серебряный век, 2018. № 36. С. 47–55. 

16 Сытина Ю. Н. О некоторых особенностях «арифметики» Достоевского // Вестник РХГА. 2019. Т. 20, № 2. С. 287–299.

17 Сытина Ю. Н. О бытовании формулы «2×2=4» в русской классике и о ее возможных истоках // Два века русской классики. 2019. Т. 1, № 1. С. 128–147. DOI:10.22455/2686-7494-2019-1-1-128-147

18 Федоров А. В. Дон Жуан и Евгений Базаров (Драматическая поэма А. К. Толстого «Дон Жуан» и роман И. С. Тургенева «Отцы и дети») // Литературоведческий журнал. 2018. № 44. С. 59–71.

19 Хатисова Т. Г. Жедеон Таллеман де Рео и его «Historiettes» // Таллеман де Рео Ж. Занимательные истории. Л.: Наука, 1974. С. 258–275.

20 Шульц Р. Пушкин и Книдский миф. Мюнхен: Wilhelm Fink Verlag, 1985. 134 с.

21 Dukkon Á. Arcok és álarcok. Dosztojevszkij és Belinszkij. Budapest: Tankönyvkiadó, 1992. 249 p.

22 Tallemant des Réaux G. Historiettes. Paris: Gallimard, 1960. T. I. XXXII–1374 p.

PDF-файл

Скачать