Название статьи |
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПРАВДЕ И ИСКРЕННОСТИ В ИСКУССТВЕ: ТВОРЧЕСКИЙ ОПЫТ ТАТЬЯНЫ НАЗАРЕНКО И АЛЕНЫ ДЕРГИЛЕВОЙ |
Автор/ы |
Н. П. Бесчастнов Е. Н. Дергилева |
Сведения об авторе/авторах |
Николай Петрович Бесчастнов (1951–2021) — доктор искусствоведения, профессор, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина, Садовническая ул., д. 33, 117997 г. Москва, Россия. Евдокия Николаевна Дергилева — кандидат искусствоведения, доцент, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина, Садовническая ул., д. 33, 117997 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0062-6869 E-mail: dysua@mail.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2022 |
Номер журнала |
Т. 63 |
Страницы |
С. 294–308 |
Дата поступления статьи |
30.11.2020 |
Дата одобрения рецензентами |
07.07.2021 |
Дата публикации |
28.03.2022 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-63-294-308 |
Индекс УДК |
76.03 |
Индекс ББК |
85.153(2)7 |
Аннотация |
Статья посвящена анализу творчества двух выдающихся современных русских художников: Татьяны Назаренко и Алены Дергилевой, начавших свой творческий путь в Москве в 1970-е гг. Они — одни из наиболее ярких представителей реалистического искусства, становление которых не было связано с «былинным» воспеванием ударников «коммунистического труда» в формах «социалистического реализма», основывалось на собственных поисках правды в жизни и искусстве какой бы она не являлась. Эта правда не всегда была удобна советскому официозу как по содержанию, так и по найденной непрестанными поисками адекватной содержанию новой художественной формы и средствам ее выражения. В статье определяются и исследуются стадии развития художников начиная от композиций с интимными изображениями семьи и друзей художников до картин и графических листов, посвященных кульминационным моментам из истории России и современной жизни Отечества. Разбираются особенности композиционных и художественно-технических приемов, найденных художниками и являющихся вкладом в развитие современного реалистического искусства. В тексте творчество художников излагается в контексте общего развития отечественного искусства второй половины XX – первых десятилетий XXI в., выраженного как в интересе к отечественной истории, так и в поисках художественной правды и искренности в искусстве. Анализ корреляционной зависимости между двумя лучшими представителями реалистического искусства и временем создания их произведений позволяет лучше понять особенности изменений в отечественном искусстве 1970–2010-х гг., выявить творческие устремления периода и их трансформацию. Опыт художников рассматривается с целью изучения возможностей и особенностей художественного опыта Т. Назаренко и А. Дергилевой в рамках реалистического направления в искусстве и определения форм дальнейшего развития фигуративного творчества. |
Ключевые слова |
Алена Дергилева, Татьяна Назаренко, реализм, художник, русское искусство, реалистическое искусство, живопись, искренность, правда, сюжет, графика, офорт, литография. |
Список литературы |
1 Бесчастнов Н. П., Дергилева Е. Н. Акварельные композиции Алены Дергилевой: особенности творческой практики // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2019. № 2. С. 172–187. 2 Бесчастнов Н. П., Дергилева Е. Н. Портретная графика Алены Дергилевой: поиски художественного образа // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2018. № 3. С. 163–164. 3 Голомшток И. Н. Занятие для старого городового. Мемуары пессимиста. М.: АСТ, редакция Елены Шубиной, 2015. 346 с. 4 Голомшток И. Н., Каретникова И. А. Искусство стран Латинской Америки. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1959. 51 с. 5 Голомшток И. Н., Каретникова И. А. Современное прогрессивное искусство в странах капитализма. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1965. 72 с. 6 Голомшток И. Н., Синявский А. Д. Пикассо. М.: Знание, 1960. 65 с. 7 Гароди Р. О реализме без берегов. М.: Прогресс, 1966. 208 с. 8 Дергилева Е. И. Алена Дергилева. Лица. Портреты в графических техниках. Каталог. М.: Дом графики им. Д. А. Ровинского, 2009. 37 с. 9 Дергилева Е. И. Нарисованная Москва: альбом / Алена Дергилева. М.: Контакт-культура, 2019. 296 с. 10 Евтушенко Е. А. Первое собр. соч.: в 8 т. М.: АСТ, 2003. Т. 6. 540 с. 11 Жадова Л. А. Монументальная живопись Мексики. М.: Искусство, 1965. 234 с. 12 Жадова Л. А. Фернан Леже. М.: Искусство, 1970. 142 с. 13 Лебедева В. Е. Т. Назаренко. М.: Сов. художник, 1991. 144 с. 14 Назаренко Т. Исчезающая реальность. Альбом. СПб.: Palate Editions, 2006. 228 с. 15 Разгонова И. Без гнева. Вернисаж Алены Дергилевой. Газета «Россия». 1990. № 5, 6 декабря. С. 9. 16 Эренбург И. Г., Алпатов М. В. Графика Пикассо. М.: Искусство, 1968. 186 с. |
PDF-файл |