Название статьи |
ОТОБРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ХУДОЖНИКА В ЕГО ЖИВОПИСНОМ ТВОРЧЕСТВЕ НА ПРИМЕРЕ АВТОПОРТРЕТОВ НЕКОТОРЫХ ОМСКИХ ХУДОЖНИКОВ |
Автор/ы |
Е. В. Боброва |
Сведения об авторе/авторах |
Елена Владимировна Боброва — кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дизайн», Институт дизайна, экономики и сервиса, Омский государственный технический университет, ул. Красногвардейская, д. 9, 644043 г. Омск, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6655-1620. E-mail: art-bobrova@yandex.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2021 |
Номер журнала |
Т. 61 |
Страницы |
С. 308–316 |
Дата поступления статьи |
06.04 2020 |
Дата публикации |
28.09.2021 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-61-308-316 |
Индекс УДК |
75.011.2 |
Индекс ББК |
85.14(2) |
Аннотация |
В статье поднимается вопрос о природе изобразительного искусства, личности художника. Во вступительной части автор ставит своей основной задачей определить взаимосвязь между миром переживаний художника и продуктом его творчества, анализирует сложившиеся подходы к этому вопросу в научных исследованиях и фундаментальной литературе. Решение поставленной задачи автор ищет, преломляя теоретические исследования в различных областях научного знания через призму живописных произведений омских художников М. Усовой и Г. Кичигина, обращается к последним тенденциям сибирских Межрегиональных художественных выставок. В основной части статьи автор рассматривает исторически сложившиеся подходы к вопросам художественного творчества и личности художника в области эстетики, психологии и психоанализа. Свою позицию автор выстраивает на примере возросшего интереса к жанру автопортрета на территории Сибирского региона, основываясь в выдвижении тезисов на труды античных философов (Платона и Аристотеля), европейских ученых (З. Фрейд, К. Г. Юнг и др.) и отечественных исследователей (В. С. Соловьев, Л. С. Выготский и др.). В завершении статьи автор приходит к заключению, что современный художник часто предвосхищает глобальные процессы, происходящие в обществе, или транслирует их в своем творчестве, даже обращаясь к темам глубоко личным. Кроме того, автор в заключении обозначает вектор развития жанра автопортрета в контексте современного искусства с позиции потребностей современного общества. |
Ключевые слова |
автопортрет, сибирские художники, мимезис, современное искусство, живопись, личность художника. |
Список литературы |
1 Борев Ю. Б. Эстетика: Учебник. М.: Высшая школа, 2002. 511 с. 2 Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 344 с. 3 Киричек А. В. Художественное творчество и личность художника (к вопросу о психологии художественной деятельности) // Hpsy.ru. URL: http://hpsy.ru/public/x4166.htm (дата обращения: 15.03.2020). 4 Князева Е. Н. Синергетическое видение креативности человека // Грани научного творчества. М.: Изд-во ИФ РАН, 1999. 280 с. 5 Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1998. 434 с. 6 Мир Марины Усовой // Русский глобус. 2004. № 3. URL: https://russian-globe.com/N25/Usova.Referances.htm (дата обращения: 15.03.2020). 7 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с. 8 Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991.701 с. 9 Тофлер Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. 420 с. 10 Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001. 719 с. 11 Фрейд З. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995. 396 с. 12 Чертогова М. Ю. Прямая речь // Кемеровский областной музей изобразительных искусств. URL: http://kuzbassizo.ru/index.php?id=860 (дата обращения: 15.03.2020). 13 Юнг К. Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991. 365 с. |
PDF-файл |