Название статьи

НОТОИЗДАТЕЛЬСКАЯ ФИРМА «П. ЮРГЕНСОН»: ОРГАНИЗАЦИЯ, ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА И ВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ШТАМПЫ. ПО МАТЕРИАЛАМ ИЗ СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ

Автор/ы

Радзецкая О.В.

Сведения об авторе/авторах

Ольга Владимировна Радзецкая — доктор искусствоведения, профессор, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Академия им. Маймонида, ул. Садовническая, д. 52/45, 115035 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000‑0003‑1595‑1047
E-mail: aim@rguk.ru, olgabreman@yandex.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2024

Номер журнала

Т. 73

Страницы

С. 133–150

Дата поступления статьи

05.03.2024

Дата одобрения рецензентами

12.07.2024

Дата публикации

25.09.2024

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-73-133-150

Индекс УДК

7.078

Индекс ББК

85.313 (2)

Аннотация

Нотоиздательская фирма «П.Ю. Юргенсон» за всю свою историю существования продемонстрировала выдающиеся достижения в промышленном производстве и культуре Российской империи, став одним из лидеров полиграфической промышленности и символом отечественного музыкального искусства. В статье рассматривается организация данного предприятия, его системообразующие факторы в контексте экономической теории и ее гуманитарных граней. В их числе — специализированные каталоги, содержащие ценную информацию о плановом характере выпуска нотной литературы, тематических рубриках, их объеме и содержании. В совокупности, они создают возможность ощутить динамику коммерческих стратегий и масштаб выпускаемой продукции. 

В числе материалов, впервые вводимых в научный обиход, владельческие штампы фирмы «П. Юргенсон» — характерная деталь ее организационной работы. В центре внимания — различное художественное оформление данных знаков, создающее перспективу для множества возможных интерпретаций. Одна из них связывается с функционированием складских помещений, используемых для хранения и реализации собственных тиражей, а также нотной литературы, выпускаемой другими торговыми марками, что носило характер взаимного партнерства. Следовательно, подобное взаимодействие было повсеместным, и являлось частью торговой политики в среде русских и зарубежных предпринимателей.

Ключевые слова

нотоиздательское дело, организация предприятия, П.И. Юргенсон, каталоги, владельческие штампы, Российская государственная библиотека.

Список литературы

Исследования 

Балакирев М.А. Переписка с издательством П. Юргенсона. М.: Музгиз, 1958. 432 с. 

Белов С.В. Музыкальное издательство П.И. Юргенсона. СПб.: Российская национальная библиотека, 2001. 130 с.

Вольман Б.Л. Русские нотные издания XIX — начала XX века. Л.: Музыка, 1970. 216 с. 

Кашкин Н.Д. Русское музыкальное общество (по личным воспоминаниям) // Московский еженедельник. 1908. № 21. 28 мая. С. 52‑53. 

Логачева Н.В. Роль П.И. Юргенсона в развитии русской музыкальной культуры второй половины XIX — начала XX вв.: дис. … канд. историч. наук. М., 2016. 190 с. 

Чалдаева Л.А. Экономика предприятия: учебник. М.: Юрайт, 2011. 348 с. 

Юргенсон Б.П. Авторское право на музыкальные произведения. М.: Сам полиграфист, 2012. 93 с. 

Источники 

8 Детская музыка в издании П. Юргенсона: [каталог]. М.; Лейпциг: Нотопечатня П. Юргенсона, 1916. 37 с. 

9 Иллюстрированный прейскурант склада инструментов музыкальной торговли П. Юргенсона. М.: Паровая скоропечатня нот П. Юргенсона, 1887. 62 с. 

10 Каталог изданий П. Юргенсона. М.: П. Юргенсон, 1906. Ч. 2, отд. 31‑40. 171 с. 

11 Музыкальное издательство П. Юргенсона в Москве. 1861–1911: Обзор деятельности нотопечатни П. Юргенсона. М.: [б. и.], 1911. 37 с. 

12 Петр Иванович Юргенсон, единственный агент знаменитой фабрики органов Мезона и Хемлина: [прейскурант]. М.: Паровая скоропечатня нот П. Юргенсона, 1901. 3 c. 

13 Чайковский П.И., Юргенсон П.И. Переписка: в 2 т. М.: П. Юргенсон, 2019. Т. 1.: 1866–1885. 688 с. 

PDF-файл

Скачать