Название статьи

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ СССР 1930-Х ГГ.

Автор/ы

А. А. Гончаренко

Сведения об авторе/авторах

Александр Александрович Гончаренко — аспирант, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова, ул. Вильгельма Пика, д. 3, 129226 г. Москва, Россия. E-mail: aleksgo@yandex.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2019

Номер журнала

Т. 51

Страницы

С. 267–276

Дата поступления статьи

28.02.2018

Дата публикации

28.03.2019

Индекс УДК

7.03

Индекс ББК

85

Аннотация

В статье рассматривается концентрирование искусств вокруг литературы, производимое культурной политикой СССР в 1930-х гг. Ключевую роль в этом процессе играла литературная критика. На материале литературы она пыталась выработать универсальные критерии, которые впоследствии могли служить оценке любых искусств. Важным моментом этого процесса были попытки реструктуризации периодики (предлагаемые, например, на V пленуме РАПП И. Макарьевым): причем все действия были направлены на изменение или расширение системы периодических изданий только о литературе, тогда как остальным искусствам отводилось значительно меньшее число изданий. При этом система периодики о литературе подразумевала дифференциацию изданий по различным аспектам литературного творчества, политики и критики; издания о других видах искусства подобной специализацией не отличались. Отчасти причиной описанной ситуации было редко артикулируемое представление, согласно которому литература являлась прообразом иных искусств; следовательно, для их критики могли использоваться схемы литературной критики. Такие авторы, как Бор. Вакс, С. Корев, И. Маца, А. Федоров-Давыдов, пытались отстаивать своеобразие подходов к разным искусствам, но унификация по литературному образцу была более влиятельна. В этом контексте показателен пример кинематографа — молодого и институционально не устоявшегося искусства, еще не выработавшего собственную теоретическую базу — нередки были сожаления о нехватке актуальной литературы о кино. Критики и авторы часто жаловались и на отсутствие единых и прозрачных критериев оценки, что часто приводило к полярным толкованиям одних и тех же произведений. В то же время качество фильмов ставили в прямую зависимость от качества кинокритики. 

Ключевые слова

культурная политика СССР, литературная критика, соцреализм, литературоцентризм.

Список литературы

1 Айзенштат О. Д. и др. Комментарий // Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: в 6 т. М.: Искусство, 1964. Т. 2. С. 489.

2 Алперс Б. Новые пути и новые обличья // Молодая гвардия. 1929. № 11–12. С. 80–86.

3 Анощенко Н. Д. Общий курс кинематографии. М.: Теа-кино-печать, 1930. Т. 3. 653 c. 

4 Вакс Бор. О художественной критике театрального искусства // Советское искусство. 1928. № 2. С. 5–8.

5 Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) — ВКП(б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной политике. 1917–1953 / под ред. А. Н. Яковлева. М.: Международный фонд «Демократия», 1999. 871 с. 

6 Геллер Л. Боден А. Институциональный комплекс соцреализма // Соцреалистический канон / под ред. Х. Гюнтер, Е. Добренко. М.: Академический проект, 2000. С. 289–319. 

7 Дискуссия в Доме кино // Советское искусство. 1936. № 10. С. 2.

8 За марксистскую кинокритику // Кино и жизнь. 1930. № 14. С. 6–7.

9 Кино-справочник / сост., ред. Г. М. Болтянский. М., Л.: Теа-кино-печать, 1929. 510 с.

10 Кирпотин В. Письмо тов. Сталина в редакцию журнала «Пролетарская революция» «О некоторых вопросах истории большевизма» и задачи литературоведения // Литературная учеба. 1932. № 4. С. 12–21.

11 Киршон В. Счет критике // О литературе и искусстве. М.: Худож. лит., 1967. С. 192–206. 

12 Корев С. О музыкальной критике // Советское искусство. 1927. № 8. С. 9–16.

13 Лебедев Н. А. Предисловие // Балаш Б. Дух фильмы. М.: Худож. лит., 1935. 201 с.

14 Мазаев А. И. О «Литературном критике» и его эстетической программе // Искусство и большевизм (1920–1930-е гг.). М.: КомКнига, 2007. 320 с.

15 Макарьев И. Пути перестройки // Молодая гвардия. 1932. № 1. С. 122–128.

16 Марьямов Г. Кремлевский цензор. М.: Киноцентр, 1992. 129 с.

17 Маца И. Творческий метод в пролетарском искусстве // Литература и искусство. 1930. № 3–4. С. 25–39.

18 Никольский Д. Вопросы кинолитературы // Искусство кино. 1936. № 12.
С. 59–61.

19 О характере критики // Советский экран. 1927. № 49. C. 1.

20 Первый всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет.
М.: ГИХЛ, 1934. 721 с.

21 Перцов В. Литература и кино // Советское кино. 1927. № 5–6. С. 10–11. 

22 Пути кино. Первое всесоюзное партийное совещание по кинематографии / ред. Б. С. Ольховый. М.: Теа-кино-печать, 1929. 468 с.

23 Сольский В. Кризис в кино // На литературном посту. 1927. № 11–12. С. 59–60.

24 Федоров-Давыдов А. А. Задачи и методы в области пространственных искусств // Советское искусство. 1928. № 5. С. 51–59.

25 Эйзенштейн С. Перспективы // Искусство. 1929. № 1–2. С. 116–122. 

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации