Название статьи |
САКРАЛИЗАЦИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ ПРОШЛОГО В ОТКРЫТКЕ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ: ИСТОРИЯ И МИФОЛОГИЯ |
Автор/ы |
С. О. Ткаченко |
Сведения об авторе/авторах |
Станислав Олегович Ткаченко — аспирант, Челябинский государственный институт культуры, ул. Орджоникидзе, д. 36 а, 454091 г. Челябинск, Россия; директор, Челябинский государственный музей изобразительных искусств, пл. Революции, д. 1, 454000 г. Челябинск, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6015-6547. E-mail: st-mus@mail.ru |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2021 |
Номер журнала |
Т. 62 |
Страницы |
С. 58–71 |
Дата поступления статьи |
04.11.2020 |
Дата публикации |
28.12.2021 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-62-58-71 |
Индекс УДК |
008+765.5 |
Индекс ББК |
71+63.3(2)+85.153(2)6 |
Аннотация |
Статья посвящена рассмотрению иллюстрированной открытки советского времени как средства репрезентации героев отечественной истории. Отмечено, что процессы понимаемой в широком смысле сакрализации тех или иных персонажей, значимых в конкретном культурно-историческом контексте, происходили по нескольким направлением — создание мифа о «герое из народа», мифа о вожде, а также реинтерпретация фольклорно-мифологических сюжетов. Образы народных героев были связаны с народно-освободительными движениями либо подвигами, совершенными в ходе текущих событий, таких как Гражданская и Великая Отечественная войны. Другим ключевым разделом визуализации истории с использованием открытки являлось создание мифотекстов, посвященных лидерам государства, в первую очередь В. И. Ленину и И. В. Сталину. Наряду с реальными историческими персонажами, в создании исторической картины использовались герои русских сказок и былин. Показано, как, используя открытку, формировались элементы визуального образа героя, отмечено, что иллюстрированная открытка выступала в качестве идеального средства трансляции и мультипликации визуальных образов, инструмента создания устойчивых визуальных клише. Сделаны выводы о том, что в случае с исторической открыткой осуществлялась компенсаторная функция культуры — замещение религиозной системы ценностей совокупностью сакрализованных образов иного происхождения, что открытка советского времени может рассматриваться в настоящее время как артефакт исторической памяти и значимый визуальный источник исторической информации. |
Ключевые слова |
иллюстрированная открытка, источник визуальной информации, репрезентация отечественной истории, исторические мифологемы, сакрализация исторических героев, миф о народном герое, компенсаторная функция культуры, артефакт исторической памяти. |
Список литературы |
1 Беззубова О. В. «Визуальный поворот» в гуманитарных исследованиях и историческая наука // Роль изобразительных источников в информационном обеспечении исторической науки. Сб. ст. / авт.-сост. Е. А. Воронцова, отв. ред. А. Г. Голиков. М.: Изд-во ИНИОН РАН, 2019. С. 62–72. 2 Белицкий Я. М. В Москве почти каждая улица есть событие историческое // Московский журнал. 2003. № 1. С. 4–13. 3 Главацкая Е. М. Фотодокументы как исторический источник: опыт атрибуции, критического анализа и научного цитирования // Известия УрФУ. Серия 2: Гуманитарные науки. 2012. № 1 (99). С. 217–225. 4 Жиромская В. Б. Особенности религиозного и атеистического мировоззрения в России в 1930-е годы // Церковь в истории России. Сб. трудов. М.: Изд-во ИРИ РАН, 2007. Вып. 7. С. 310–311. 5 Забочень М. С. Филокартия. М.: Связь, 1973. 102 с. 6 Зенкова А. Ю. Визуальные исследования как интегральная область социально-гуманитарного знания // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН. Екатеринбург: Изд-во ИФИП УрО РАН, 2005. Вып. 5. С. 184–193. 7 Иванов А. Г., Тихонова С. В., Линченко А. А., Полякова И. П. Мифы о прошлом в современной медиасфере: практики конструирования, механизмы воздействия, перспективы использования. СПб.: Алетейя, 2020. 330 с. 8 Кагарлицкий Б. Ю. Советская культурная политика и традиция Просвещения // Время, вперед! Культурная политика в СССР / под ред. И. В. Глущенко, В. А. Куренного. М.: Издат. дом Высшей школы экономики, 2013. С. 50–63. 9 Ларина А. Н. Документальная открытка конца Х1Х – начала ХХ вв. как источник по истории и культуре Москвы: дис. … канд. ист. наук. М., 2004. 213 с. 10 Ленин В. И. Письма издалека. Письмо 1-е. Первый этап революции // Ленин В. И. Полн. собр. соч.: в 55 т. М.: Изд-во полит. лит., 1969. Т. 31. С. 11–23. М.: Изд-во полит. лит., 1973. Т. 16. С. 1–36. 11 Мазур Л. Н. «Визуальный поворот» в исторической науке на рубеже XX–XXI вв.: в поисках новых методов исследования // Диалог со временем. 2014. Вып. 46. С. 95–108. 12 Медведев А. В. Сакральное как феномен культуры: Личностное бытие сакрального: дис. … д-ра филос. наук. Екатеринбург, 2000. 250 с. 13 Мозохина Н. А. Открытки Общины св. Евгении как художественный проект мастеров объединения «Мир искусства». Проблемы истории и художественной практики: дис. … канд. искусствоведения. М., 2009. 366 c. 14 Мордовцева Т. В. Светское и сакральное в культе личности Ленина // Философия права. 2005. № 3 (15). С. 85–89. 15 Речь Председателя Государственного Комитета Обороны и Народного Комиссара Обороны товарища И. В. Сталина на Красной площади в день XXIV годовщины Великой Октябрьской социалистической революции // Правда. 1941. № 310 (8718). 8 ноября. С. 1. 16 Тагрин Н. С. Мир в открытке. М.: Изобразительное искусство, 1977. 128 с. 17 Самбур М. В. Открытка в контексте культуры: атрибуция, научное описание, экспонирование: дис. … канд. ист. наук. М., 2014. 191 с. 18 Файнштейн Э. Б. В мире открытки. М.: Планета, 1976. 131 с. 19 Федоров-Давыдов А. А. Массовая открытка // За большевистский плакат: Задачи изоискусства в связи с решением ЦК ВКП(б) о плакатной литературе. 20 Чапкина М. Я. Художественная открытка. К столетию открытки в России. 21 Шабурова О. В. Советский мир в открытке. Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2017. 328 с. 22 Шлеев В. В., Файнштейн Э. Б. Художественные открытки и их собирание. 23 Platt Kevin M. F. Terror and Greatness: Ivan and Peter as Russian Myths. Ithaca, London: Cornell University Press, 2011. 294 p. 24 Rowley Alison. Picture postcards as recorders of the changing cult of Lenin, 1918–1930 // The NEP Era. 2010. № 4. Р. 11–29. |
PDF-файл |