Название статьи

ТРУДНОВОСПИТУЕМЫЙ ПОДРОСТОК И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:  «ГАЗЕТА ДЛЯ СВОИХ» (Культурологическое исследование в лингвистическом аспекте)

Автор/ы

М. С. Ястребов-Пестрицкий

Сведения об авторе/авторах

Михаил Сергеевич Ястребов-Пестрицкий — кандидат филологических наук, ведущий специалист, Научная библиотека Госархива Российской Федерации, ул. Большая Пироговская, д. 17, 119435 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6455-0816
E-mail: myp-63@mail.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2023

Номер журнала

Т. 68

Страницы

С. 8–17

Дата поступления статьи

24.10.2021

Дата одобрения рецензентами

08.01.2022

Дата публикации

28.06.2023

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-68-8-17

Индекс УДК

376; 81’276.2

Индекс ББК

77.0; 81.003

Аннотация

На определенных форумах в социальных сетях часто складывается сообщество постоянных респондентов. В таком анонимном сообществе нередко обосновываются посетители, которых в учебных заведениях принято именовать лицами с девиантным поведением. Их привлекает в электронном общении возможность, переписывясь с оппонентом (часто — со всеми сразу), не сдерживать своих эмоций, использовать грубые слова и выражения, вплоть до самых крайних. Особенно трудно, практически невозможно такого собеседника вызвать на откровенный разговор о чем угодно, будь то спорт, политика, образование, любая другая тема повседневных обсуждений. Человек (назовем его испытуемый) лишь делает вид, будто заинтересован той или иной темой, настоящая же его цель — ввязаться в разговор, коротко, быстро и грубо ответить как можно большему количеству посетителей страницы, постоянно скрашивая таким способом свое одиночество. Как правило, респондент означенного типа не задерживается на каком-то одном собеседнике: его метод — «самоутверждение через массовость». Тем не менее, нам удалось, с помощью терпеливой разъяснительной работы, продолжать переписку с I.G. до момента полного понимания неспособности молодого человека к здоровой дискуссии: запас ругательств иссяк, а к другим видам общения — испытуемый просто не привык. Тем не менее, он, несомненно, обладает определенным житейским умом: старается не обсуждать те области, в которых грубые суждения могут быть чреваты привлечением к ответственности, вообще, избегает сообщать о себе хоть какие-то данные, скрывая за грубостью и ругательствами боязнь выдать их случайно. Но лица, посещающие одни и те же страницы соцсетей годами, помимо своего желания, дают косвенные подсказки относительно своей личности и своего образа жизни. Собственно, статья о том, что, несмотря на желание (нежелание) респондента, его язык (спонтанная речь, представленная в виде электронного текста) — может рассказать о многом.

Ключевые слова

социальные сети, респондент, слова-инвективы, эвфемизмы, пейоративная оценка, электронная переписка.

Список литературы

1 Благородова Е. А., Браерская А. Ю. Фотография как средство построения персональной идентичности в пространстве социальных сетей // Вестник славянских культур. 2021. Т. 59. С. 48–61.

2 Кащеев О. В., Бузькевич А. О. Психологическое воздействие рекламы на культуру общества потребления через социальные сети (на примере Instagram) // Вестник славянских культур. 2020. Т. 57. С. 94–103.

3 Храмцов А. Б. О месте чтения в досуге современных студентов (по результатам опроса) // Вестник славянских культур. 2020. Т. 55. С. 73–79.

4 Крюкова Т. Л., Екимчик О. А., Опекина Т. П., Шипова Н. С. Стресс и совладание в семье в период самоизоляции во время пандемии COVID-19 // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 4. C. 120–134. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2020110409

5 Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М.: Худож. лит., 1976. 511 с.

6 Юганов И., Юганова Ф. Словарь русского сленга. Сленговые слова и выражения 60–90-х гг. / под ред. А. Н. Баранова. М.: Метатекст, 1997, 304 с.

PDF-файл

Скачать