Название статьи |
«ЗЕМЛЯ» В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСАНДРА ДОВЖЕНКО |
Автор/ы |
Попова Л.В. |
Сведения об авторе/авторах |
Лиана Владимировна Попова — кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры философии, Государственный университет управления, Рязанский просп., д. 99, Г–463, 109542 г. Москва, Россия. |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2024 |
Номер журнала |
Т. 73 |
Страницы |
С. 314– 327 |
Дата поступления статьи |
28.08.2022 |
Дата одобрения рецензентами |
03.07.2024 |
Дата публикации |
25.09.2024 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-73-314-327 |
Индекс УДК |
791 |
Индекс ББК |
85.373 |
Аннотация |
В настоящее время изучению творчества А.П. Довженко, оказавшего огромное влияние на поэтический кинематограф 1960–1970‑х гг., не уделяется должного внимания. В 1930 г. А.П. Довженко создал эпическую поэму о земле. Одной из главных идей творчества А. Довженко является прославление земли, «почвы», на что уже указывалось многими исследователями. Земля, как место пребывания человека, у А. Довженко является «творимым пространством». Эта традиция прослеживается не только в «Земле», но и в других фильмах А. Довженко («Аэроград», «Щорс», «Мичурин»), а также в фильмах, созданных по его сценариям режиссером Ю. Солнцевой («Зачарованная Десна», «Повесть пламенных лет»). Целью данного исследования является постижение мировидения А. Довженко. В задачи исследования входят: анализ пространственной организации произведений режиссера, исследование значимости концепта земли, его связь с мифопоэтикой, с фольклорными и религиозными истоками образной системы. Новизна данного исследования заключается в том, что земля рассматривается как «сад», как «творимое пространство». Выбирая методологию исследования, мы не можем ограничиться одним методом. В данном исследовании применяется комплексный культурологический подход, включающий сравнительный, диалектический, феноменологический и психологический методы. |
Ключевые слова |
кино, А.П. Довженко, С.М. Эйзенштейн, В.И. Пудовкин, Н.А. Хренов, Ж. Делез, С.И. Фрейлих, В.Б. Шкловский, монтаж, символ. |
Список литературы |
Исследования 1 Андреева И.И. Своеобразие художественного метода А. Довженко-писателя // Романтический метод и романтические тенденции в русской и зарубежной литературе. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1975. С. 102–124. 2 Барабаш Ю.Я. Довженко. Некоторые вопросы эстетики и поэтики. М.: Худож. лит., 1964. 271 с. 3 Барабаш Ю.Я. Чистое золото правды. О некоторых особенностях эстетики и поэтики А. Довженко. М.: Сов. писатель, 1963. 240 с. 4 Вартанов А.С. «Как боец в бою…». (А. Довженко о проблемах творческого метода в искусстве) // Эстетические взгляды художников социалистической культуры. М.: Наука, 1985. С. 311–347. 5 Делез Ж. Кино. М.: Ад Маргинем, 2004. 624 с. 6 Добренко Е. Политэкономия соцреализма. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 592 с. 7 Красовский Ю.А. Эйзенштейн ― Довженко ― Пудовкин (Как мы собирали материалы по истории кино) // Встречи с прошлым. М.: Советская Россия, 1987. Вып. 4. С. 429–440. 8 Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. М.: Согласие»; ОАО «Типография «Новости»», 1998. 356 с. 9 Марьямов А.М. Довженко. М.: Молодая гвардия, 1968. 383 с. 10 Моисеев И.К. Философия Александра Довженко // Философская и социологическая мысль. 1994. № 5‑6. С. 111‑129; № 7‑8. С. 44‑61; № 9‑10. С. 177–191. 11 Перцов В.О. Александр Довженко ― писатель (К 70‑летию со дня рождения) // Знамя. 1964. Кн. 10. С. 241‑247. 12 Перцов В.О. Человек ― природа ― техника в художественном мышлении Маяковского, Есенина, Довженко. М.: Изд-во Союза писателей СССР; ИМЛИ РАН, 1972. 24 с. 13 Попова Л.В. Евразийская идея и кино русского авангарда // Вестник славянских культур. 2021. Т. 59. С. 21‑32. DOI: 10.37816/2073‑9567‑2021‑59‑21‑32 14 Попова Л.В. Художественный образ в понимании С. Эйзенштейна и П. Флоренского // Вестник славянских культур. 2017. Т. 43. С. 242‑250. 15 Рачук И.А. Александр Довженко ― писатель // Новый мир. 1960. № 10. С. 11–217. 16 Рачук И.А. «Я славлю жизнь…». Заметки об эстетических принципах А. Довженко. М.: Знамя, 1963. 32 с. 17 Соболев Р.П. Александр Довженко. М.: Искусство, 1980. 304 с. 18 Соколов М.Н. Принцип рая: Главы об иконологии сада, парка и прекрасного вида. М.: Прогресс-Традиция, 2011. 704 с. 19 Фрейлих С.И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2013. 512 с. 20 Ханютин Ю.М. Герой крупным планом (О героях советских кинофильмов) // Культура и жизнь. 1959. № 3. С. 37–44. 21 Хренов Н.А. Образы «Великого разрыва». Кино в контексте смены культурных циклов. М.: Прогресс-Традиция, 2008. 536 с. 22 Черный А.А. Философская картина мира А. Довженка, как художественное отражение человеческого бытия // Филология: научные исследования. 2013. № 3. C. 242–247. DOI: 10.7256/2305‑6177.2013.3.9209 23 Шкловский В.Б. Счастье/О С. Эйзенштейне и А. Довженко // Искусство кино. 1957. № 10. С. 70–74. 24 Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. 312 с. 25 Юренев Р.Н. Александр Довженко. М.: Искусство, 1959. 193 с. 26 Amengual B. Alexandre Dovjenko. Paris: Seghers, 1970. 189 p. 27 Molnarova L. Olexandr Dovzenko v ukrajinskom nemom filme // Slovanske studies. 9: Historia. Bratislava. P. 122‑137. 28 Kepley V. In the Service of the state: The cinema of Alexander Dovzhenko. Wisconsin, Madison: Univ. of Wisconsin Press, 1986. 190 p. Источники 29 Довженко А.П. Дневниковые записи 1939–1956. Харьков: Фолио, 2013. 879 с. 30 Довженко А.П. Собрание сочинений: в 4 т. М.: Искусство, 1966. Т. 1. 356 с. 31 Маяковский В.В. Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка // Маяковский В.В. Сочинения: в 3 т. М.: Худож. лит., 1978. Т. 2. С. 426–428. 32 Эйзенштейн С.М. Избранные произведения в 6 т. М.: Искусство, 1967. Т. 5. 600 с. 33 Эйзенштейн С.М. Монтаж. М.: Музей кино, 2000. 592 с. |
PDF-файл |