Название статьи

РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ ЧИТАТЕЛЯ В КОГНИТИВНОЙ СЦЕНЕ «ВСТРЕЧА С ЛИТЕРАТУРНЫМ ПЕРСОНАЖЕМ»

Автор/ы

Е. В. Каргаполова

М. А. Симоненко 

Сведения об авторе/авторах

Екатерина Владимировна Каргаполова — доктор социологических наук, доцент, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Стремянный пер., д. 36, 115093 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2892-3953. E-mail: k474671@list.ru

Марина Александровна Симоненко — кандидат филологических наук, доцент, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Стремянный пер., д. 36, 115093 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4594-1595. E-mail: MASimonenko@yandex.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2021

Номер журнала

Т. 61

Страницы

С. 213–225

Дата поступления статьи

08.05.2020

Дата публикации

28.09.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-61-213-225

Индекс УДК

81’37+81’27

Индекс ББК

81

Аннотация

Предлагаемое исследование является результатом интеграции лингвистического и социологического знания. Обширная база данных, генерируемая в социологическом опросе, служит ценным материалом для последующего лингвистического анализа. Объектом предлагаемого исследования послужили высказывания респондентов, принимавших участие во второй волне конкретного социологического исследования студенчества в трех российских регионах — Москве, Волгограде и Астрахани. В анкету был включен вопрос «Какого литературного героя Вы бы хотели встретить в реальной жизни и почему?». Из полученных 869 развернутых ответов на данный вопрос было отобрано 224 высказывания, в которых в качестве желаемых участников воображаемой встречи выступали наиболее популярные среди респондентов персонажи. Моделирование когнитивной сцены «Встреча с литературным персонажем» осуществлялось на основе пропозиций с выделением основных компонентов — актантов (субъекта и объекта ситуации встречи) и предиката в роли семантической доминанты высказывания. С учетом эксплицируемых в пропозициях предикативных отношений были выявлены основные ролевые позиции читателей-интерпретаторов в когнитивной сцене. Сторонники пассивного наблюдения и оценивания формируют группы критиков, зрителей и слушателей. Приверженцы активного взаимодействия и манипулирования рассматриваются в качестве собеседников и со-участников события. 

Ключевые слова

когнитивная сцена, пропозиция, анкетирование, референт, денотативная ситуация, предикат, интерпретатор, литературный персонаж, виртуальная встреча.

Список литературы

1 Белянин В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М.: Изд-во Московского ун-та, 1988. 123 c. 

2 Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. М.: Флинта; Наука, 2009. 520 с. 

3 Борботько В. Г. Принципы формирования дискурса: от психолингвистики к лингвосинергетике. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 288 с.

4 Валгина Н. С. Теория текста. М.: Логос, 2003. 250 с.

5 Дейк Т. А. ван Язык. Познание. Коммуникация: сборник работ. М.: Прогресс, 1989. 310 с.

6 Залевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст. Избранные труды. М.: Гнозис, 2005. 543 с.

7 Касевич В. Б. Введение в языкознание. М.: Издат. центр «Академия», 2011. 240 с.

8 Колесов И. Ю. К вопросу о роли понятия когнитивной сцены в концептуальном анализе языка // Вопросы когнитивной лингвистики. 2008. № 2 (015). С. 19–31.

9 Колесов И. Ю. Актуализация зрительного восприятия в языке: когнитивный аспект (на материале английского и русского языков): автореф. дис. … д-ра филол. наук. Барнаул, 2009. 31 с.

10 Кошелев А. Д. Об основной функции естественного языка // Понимание в коммуникации: Тезисы докладов международной научной конференции. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, Научно-исследовательский вычислительный центр, 2005. URL: http://uni-persona.srcc.msu.ru/site/conf/conf_05/tesi05.htm (дата обращения: 02.05.2020).

11 Кустова Г. И. Типы производных значений и механизмы языкового расширения. М.: Языки славянской культуры, 2004. 472 с. 

12 Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с.

13 Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: КомКнига, 2007. 216 с. 

14 Падучева Е. В. Динамические модели в семантике лексики. М.: Языки славянской культуры, 2004. 608 с.

15 Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж: Истоки, 2007. 250 с.

16 Рафикова Н. В. Психолингвистическое исследование процессов понимания текста. Тверь: [б.и.], 1999. 144 с.

17 Рубакин Н. А. Психология читателя и книги: Краткое введение в библиологическую психологию. М.: Книга, 1977. 264 с. 

18 Сапрыгина Н. В. Психолингвистика художественного текста: коммуникация автора и читателя. Одесса: Астропринт, 2012. 336 с. 

19 Тураева З. Я. Лингвистика текста. Текст: Структура и семантика. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 144 с.

20 Тюпа В. И. Введение в сравнительную нарратологию. М.: Intrada, 2016. 145 с.

21 Чугунова С. А. Образ ситуации как медиатор процесса понимания художественного текста: автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2001. 16 с.

22 Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2008. 304 с.

23 Brandt L., Brandt P. A. Cognitive poetics and imagery // European Journal of English Studies. 2005. No 9 (2). P. 117–130.

24 Crane M. T., Richardson A. Literary studies and cognitive science: Toward a new interdisciplinarity // Mosaic. 1999. No 32 (2). P. 123–140.

25 Freeman H. M. Cognitive linguistics approaches to literary studies: state of the art in cognitive poetics // The Oxford Handbook of cognitive linguistics. 2007. P. 1175–1240.
DOI:10.1093/oxfordhb/9780199738632.013.0045

26 Jackson T. Questioning interdisciplinarity: Cognitive science, evolutionary psychology, and literary criticism // Poetics Today. 2000. No 21 (2). P. 319–347. DOI:10.1215/03335372-21-2-319

27 Prince G. Introduction to the Study of the Narratee // Essentials of the Theory of Fiction. London: Duke University Press, 1998. P. 313–335. 

PDF-файл

Скачать