Название статьи |
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ИКОНОПИСНЫХ МАСТЕРСКИХ ЖЕНСКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ МОНАСТЫРЕЙ РУБЕЖА XIX–XX ВВ. |
Автор/ы |
Г. Д. Булгаева |
Сведения об авторе/авторах |
Галина Дмитриевна Булгаева — кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусств, Алтайский государственный университет, пр. Ленина, д. 61, 656049 г. Барнаул, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1608-3299. E-mail: BulgaevaGD@yandex.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2021 |
Номер журнала |
Т. 62 |
Страницы |
С. 297–309 |
Дата поступления статьи |
17.02.2020 |
Дата публикации |
28.12.2021 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-62-297-309 |
Индекс УДК |
75.046 |
Индекс ББК |
85.143(2) |
Аннотация |
Актуальность изучения церковного искусства Нового времени и вопроса деятельности иконописных мастерских XIX–XX вв. обусловлена наличием значительного количества неатрибутированных произведений и опубликованных исследований, основанных на документальных источниках. Подписные датированные иконы представляют особый интерес для исследования, являясь ориентиром во временном пространстве истории искусства. Благодаря этому появляется возможность идентифицировать ряд произведений, не имеющих подписей. Наиболее емкие тексты дают основание определить точное происхождения памятника. Цель работы — выявление и введение в научный оборот датированных произведений иконописи на территории Алтайского края и республики Алтай, принадлежащих мастерским женских православных монастырей рубежа XIX–XX вв. Данный аспект раскрывает одну из сторон деятельности православных монастырей рубежа веков, который нашел отражение в архивных документах и сохранившихся памятниках. Расположение таких центров в разных регионах обусловливает наличие стилистических различий в произведениях иконописи. Выявленные иконы имеют значительную разницу в реализации технических приемов. В работе затронут вопрос преемственности традиций и сохранения иконографии первоизвода и разницы технико-технологического исполнения. Однако эти произведения объединяет внутренний настрой, определенный ритм и размеренность. Работа по выявлению надписей подтвердила наличие нескольких монастырских образов в православных храмах, частных собраниях и фондах музеев на территории Алтайского края и республики Алтай. Представленные иконы написаны в разных обителях страны, которые расположены на значительном расстоянии друг от друга, но выявлены на одной территории, в результате их активного передвижения на протяжении XX в. Для региона важно выявление памятников, созданных в иконописных мастерских местных монастырей. Восстановление обителей подтверждает живой интерес к изучению традиций местного иконописания. |
Ключевые слова |
атрибуция, иконография, монастырь, иконописная мастерская, подписи, памятник. |
Список литературы |
1 Абрамов Н. А. Город Тюмень. Тюмень: Софт-Дизайн, 1998. 567 с. 2 Адлыкова А. П. Монастыри Алтайской Духовной миссии во второй половине XIX – начале XX века. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2006. 188 с. 3 Бахмустов С. Б. Монастыри Мордовии. Саранск: Мордовское книжное изд-во, 2000. 976 с. 4 Бусева-Давыдова И. «Сим образом благословлен ковровский купеческий сын...»: о чем рассказывают надписи на иконах? [об автографах иконописцев и др.] // Антиквариат. 2006. № 11. С. 30–40. 5 Иконография Илии пророка // Иконография восточно-христианского искусства. Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. URL: http://icons.pstgu.ru/icon/1064 (дата обращения: 07.10.2020). 6 Иоанно-введенский женский монастырь. Историческая справка // Tobolsk-eparhia.ru URL: https://www.tobolsk-eparhia.ru/p/pages.php?id=t05_3 (дата обращения: 13.10.2020). 7 Коваленко П. С. Бийский Тихвинский монастырь — уникальный объект православного культурно-исторического наследия Алтая // Известия АО РГО. 2013. Вып. 34. С. 153–158. 8 Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.: Азбука-классика, 2005. 525 с. 9 Кондаков Н. П. Памятники Христианского искусства на Афоне. М.: Индрик, 2004. 312 c. 10 Косцова А. С. Русские иконы XVI – начала XX века с надписями, подписями и датами: каталог выставки. Л.: Государственный Эрмитаж, 1990. 150 c. 11 Леликова О. Н. Иконостас 1497 г. Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря // Художественное наследие. Хранение, исследования, реставрация. 1988. № 11. С. 38–47. 12 Лурье В. М. Призвание Авраама: Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб.: Алетейя, 2000. 250 с. 13 Михайлова С. И. Образ Спасителя в терновом венце в русской религиозной живописи второй половины XIX в. Эскиз Н. А. Кошелева из собрания Музея Москвы // Вестник славянских культур. 2014. № 4 (34). С. 196–207. 14 Морозов Е. Монастыри Томской епархии: история, архитектура, святыни: дис. … канд. богословия. Сергиев Посад: Троице-Сергиева Лавра, 2005. 356 с. 15 Православная икона России, Украины, Белоруси: каталог выставки. М.: Изд-во Государственной Третьяковской галереи, 2008. 208 c. 16 Реставрация станковой темперной живописи / под ред. В. В. Филатова. 17 Рыжова О. О. Иконопись Киева XVIII века: мастерские и сохранившиеся произведения // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 1 (10). С. 110–135. 18 Рындина А. В. Некоторые аспекты типологии и стилистики русских иконных окладов Нового времени // Русское церковного искусство Нового времени / отв. ред. А. В. Рындина. М.: Индрик, 2004. С. 107–119. 19 Скворцова Т. В. Барнаульский Богородице-Казанский женский монастырь // Православный календарь. Барнаул: Барнаульская Епархия, 2008. C. 2–4. 20 Скоробогатько Л. Художник Сергей Криволуцкий // Top68.ru. URL: https://top68.ru/study-of-local-lore/khudozhnik-sergei-krivolutskii-53055 (дата обращения: 16.01.2020). 21 Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. М.: Терирем, 2010. 640 с. 22 Стерлигова И. А. Икона как храм. Пространство моленного образа в Византии и Древней Руси. Создание сакральных пространств // Hierotopy.ru. URL: http://hierotopy.ru/ru/?page_id=182 (дата обращения: 14.10.2020). 23 Сулоцкий А. О церковных древностях Сибири. Тюмень: Мандрики, 2000. 480 с. 24 Шитова Л. А. Живописная школа Троице-Сергиева монастыря в XVIII в. // Русская поздняя икона от XVII до начала XX столетия: сб. ст. М.: ГосНИИР, 2001. 324 с. 25 Щипакина Л. А. Монашество в культурном сознании русского православия: автореф. дис. … канд. филос. наук. Саранск, 1997. 16 с. 26 Kałamajska-Saeed M. Ostra Bramaw Wilnie. Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1990. 225 s. |
PDF-файл |