Название статьи

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ СКРИПИЧНОМ ИСКУССТВЕ

Автор/ы

М. Л. Зайцева

Р. Р. Будагян

Сведения об авторе/авторах

Марина Леонидовна Зайцева — доктор искусствоведения, доцент, профессор, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина, Академия им. Маймонида, Садовническая ул., д. 52/45, 115035 г. Москва, Россия. E-mail: marinaz1305@mail.ru 

Регина Робертовна Будагян — преподаватель, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина, Академия им. Маймонида, Садовническая ул., д. 52/45. 115035 г. Москва, Россия. E-mail: r.budagyan@mail.ru 

Рубрика

Искусствоведение

Год

2019

Номер журнала

Т. 52

Страницы

С. 276–295

Дата поступления статьи

03.11.2018

Дата публикации

28.06.2019

Индекс УДК

78.072.2

Индекс ББК

85.315

Аннотация

В данной статье обобщены результаты исследования фольклорных тенденций в современном скрипичном искусстве. Обоснована важность сохранения этно-региональных традиций в музыкальном искусстве и культуре XXI в., определены стилистические особенности интерпретаций народной музыки, создаваемых популярными зарубежными скрипачами С. Кройтором (Израиль), Л. Шанкаром (Индия), М. Бадди (Канада), В. Попадюком (Украина), В. Клементса (США), подытожены отличительные черты индивидуальных стилей музыкантов. Востребованность отдельных исполнителей и музыкальных коллективов, сохраняющих и развивающих традиции народного искусства, обусловлена тем, что этническая музыка достаточно устойчива к идеологическим влияниям. Она представляет собой эффективное средство национальной идентификации, гармонизации отношений человека с миром природы и социумом. Богатое наследие колоритного, самобытного фольклора дает безграничные возможности исполнителям раскрыться творчески. Достоинством авторских аранжировок народной музыки в культуре XXI в. является то, что они способствуют сохранению нацио-нальной основы искусства, привлекают к народной музыке массового зрителя. 

Ключевые слова

Саня Кройтор, Лакшминараян Шанкар, Макмастер Бадди, Васыль Попадюк, Вассар Клементс, современное скрипичное искусство, фольклоризм.

Список литературы

1 Аникин В. П. Пути фольклористики в XX веке. Литературоведение на пороге XXI века. М.: Композитор, 1998. 249 с.

2 Будагян Р. Р. Проблема исполнительского стиля в современном скрипичном искусстве // Музыковедение. 2016. Вып. 10. С. 36–43.

3 Будагян Р. Р. Сочетание академических и неакадемических традиций в скрипичном исполнительстве рубежа XX–XXI веков // Сб. ст. по мат. Междунар. науч. конф. «Традиции и перспективы искусства как феномена культуры». М.: Изд-во ГКА им. Маймонида РГУ им. Косыгина, 2016. С. 438–445.

4 Будагян Р. Р. Трактовка образа скрипача и скрипки в кино- и музыкально-театральном искусстве второй половины XX века // Сб. науч. тр. по итогам III Междунар. науч.-практич. конф. «Актуальные вопросы гуманитарных наук в современных условиях развития страны». СПб.: ИЦРОН, 2016. Вып. 3. С. 6–9.

5 Будагян Р. Р., Зайцева М. Л. Джаз и современное скрипичное искусство // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. Вып. 10. С. 35–41.

6 Будагян Р. Р., Зайцева М. Л. Неофольклоризм в современном скрипичном искусстве // Cб. ст. по мат. Междунар. науч. конф. «Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы». М.: Изд-во ГКА им. Маймонида РГУ им. Косыгина, 2017. С. 33–41.

7 Будагян Р. Р., Зайцева М. Л. Неофольклорные тенденции в современном скрипичном искусстве // Музыковедение. 2017. Вып. 8. С. 31–39.

8 Бутовская С. Скрипач на крыше // Мюзиклы.ru. URL: www.musicals.ru/world/world_musicals/fiddler_on_the_roof (дата обращения: 18.01.2015).

9 Веревкина Ю. В. Академическая музыка в непривычных условиях. URL: muzyka-v-neprivychnyh… (дата обращения: 01.03.2016).

10 Граппелли С. Биография —  Знаменитости // Peoples.ru. URL: www.peoples.ru/art/music/jazz/stephane_grappelli/ (дата обращения: 15.12.2016).

11 Демидова В. Снежный техно-фьюжн // Союзное вече. URL: https://www.souzveche.ru/articles/sport/22936/ (дата обращения: 13.04.2017).

12 Зайцева М. Л. Возвращение к истокам: особенности применения этнических инструментов в творчестве Игоря Мациевского // Траектория науки. 2016. Вып. 5 (10). С. 2.1–2.19.

13 Зайцева М. Л. Эксперименты в области музыкального звучания в камерно-инструментальном творчестве Родиона Щедрина // Траектория науки. 2016. Вып. 10. Т. 2. С. 15–18.

14 Иванова Л. П. Типология фольклоризма в русской музыке XX века: автореф. дис. …. д-ра искусствоведения. СПб., 2005. 35 с.

15 Казанская Т. Н. Традиционное искусство русских народных скрипачей: автореф. дис. … канд. искусствоведения. Л., 1991. 31 с.

16 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Высшая школа экономики, 2000. 68 с.

17 Клементс В. Биография // Knowledgr.com. URL: http://ru.knowledgr.com/ (дата обращения: 15.12.2015).

18 Клементс В. Этнические скрипачи и импровизаторы // Токэ-Ча. URL: http://www.toke-cha.ru/viol_player_ethno.html (дата обращения: 08.02.2015).

19 Костюк Л. Саниас — скрипка высокого напряжения. Премьера израильского скрипача в Нью-Йорке // Официальный сайт Сани Кройтера. URL: http://sanyakroitor.com/pressa/sanias-skripka-vysokogo-napryazheniya.html (дата обращения: 10.05.2016).

20 Макмастер Б. Биография // Famous-birthdays.ru. URL: http://famous-birthdays.ru/data/18_oktyabrya/makmaster_baddi.html (дата обращения: 13.11.2016).

21 Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. 347 с.

22 Михайлова А. А. Фольклорные и неофольклорные стилевые тенденции в музыке отечественных композиторов для баяна: автореф. дис. … канд. искусствоведения. Саратов, 2006. 31 с. 

23 Мокроусов А. Электронное будущее было вчера // Surfingbird.ru. URL: http://surfingbird.ru/surf/bAgD88c30#.Vz1PhTWLTcs (дата обращения: 23.05.2016).

24 Непомнящая Д. Шалом, мой друг, шалом. Журнал Тихоокеанского государственного университета // Мой университет. 2014. Вып. 3 (20). С. 69–75.

25 Расколенко К. Скрипичная традиция острова Кейп-Бретон (Канада) // Celtic-music.ru. URL: http://celtic-music.ru/cape-breton-fiddling/ (дата обращения: 29.04.2015).

26 Слепович Д. Скрипка и кларнет в системе органологических предпочтений клезмеров в Восточной Европе. М.: Центр преподавания еврейской цивилизации в вузах «Сефер», 2004. Вып. 16. С. 293–303.

27 Соколовски М. Идейно-эстетическая концепция вестерна и ее трансформации (на материале американского и европейского кинематографа): автореф. дис. … канд. искусствоведния. М., 1991. 29 с.

28 Фиденко Ю. Л. Специфика фольклора как особого типа культуры. Владивосток: РИО ДВГАИ, 2014. Вып. 2. 29 с.

29 Шагал М. Моя жизнь. Н. Мавлевич / пер. с франц. яз. СПб.: Азбука, 2017. 221 с.

30 Шанкар Л. Севастопольский джазовый портал Sevastopol Jazz. URL: http://sevjazz.info/index.php?option=com_content&view=article&id=440:2012-04-25-17-01-04&catid=48&Itemid=50 (дата обращения: 05.05.2014).

31 Шестак А. О времени и о себе. Бульвар Гордона. URL: http://bulvar.com.ua/gazeta/archive/s22_64714/6897.html (дата обращения: 14.03.2017).

32 Шолом Алейхем. Скрипка. Библиотека Классики. URL: prozaik.org/child_/child_prose/sholom-aleyhem-skripka.html (дата обращения: 18.10.2016).

33 Ясеник А. Кройтор С. Официальный сайт. «Об артисте». URL: http://sanyakroitor.com/biografiya (дата обращения: 09.09.2015).

34 Ясеник А. Скрипач высокого напряжения // Официальный сайт С. Кройтора. URL: http://sanyakroitor.com/pressa/sanias-skripka-vysokogo-napryazheniya.html (дата обращения: 07.06.2015).

35 Кройтор С., Химо Л. Струны души от Баха до Битлз // Касса Аншлаг. URL: http://anshlag.co.il/tickets/7/1973/ (дата обращения: 17.08.2015).

36 MacMaster B., Macmaster N. Primrose Lasses // Patefon.net. URL: https://patefon.net/natalie-macmaster (дата обращения: 14.11.2016).

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации