Название статьи |
ИНТЕРПРЕТАЦИИ САКРАЛЬНЫХ СИМВОЛОВ ДРЕВНИХ СЛАВЯН В АРХИТЕКТУРНОМ ДЕКОРЕ ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX В. |
Автор/ы |
А. Н. Гуменюк Л. В. Чуйко |
Сведения об авторе/авторах |
Алла Николаевна Гуменюк — кандидат искусствоведения, доцент, Омский государственный технический университет, ул. Проспект Мира, д. 11, 644050 г. Омск, Россия. E-mail: info@omgtu.ru Лариса Владимировна Чуйко — кандидат искусствоведения, доцент, Институт дизайна и технологий, Омский государственный технический университет, ул. Красногвардейская, д. 9, корп. 2, 644099 г. Омск, Россия. E-mail: idit@omgtu.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2019 |
Номер журнала |
Т. 52 |
Страницы |
С. 232–242 |
Дата поступления статьи |
24.05.2018 |
Дата публикации |
28.06.2019 |
Индекс УДК |
7.01+725 |
Индекс ББК |
85.113(2) |
Аннотация |
На рубеже XIX–XX вв. традиции древнего славянского орнамента широко использовались в отечественном народном и профессиональном искусстве. Домовая резьба — одна из важнейших частей народной городской культуры — воплощала мотивы национального орнамента в различных интерпретациях. На основе некогда канонических сакральных символов мастера-резчики создавали сложные декоративные композиции, размещавшиеся на основных конструктивно-декоративных элементах деревянных домов: фронтонах, фризах, конструктивных швах и обрамлениях проемов. Домовая резьба городов Западной Сибири развивалась в общем русле — солярные знаки, знаки Земли, воды, Мирового древа и растений здесь узнаваемы, но в то же время варьируются в зависимости от профессионализма и творческого потенциала мастера. При этом стилевая архитектурная декорация оказывала определенное влияние на трактовку некоторых декоративных элементов, например, прямоугольников и ромбов. Однако и в декоре каменных зданий встречались древнеславянские орнаментальные мотивы, о чем свидетельствуют необычные изображения, напоминающие языческие идеограммы. Одним из таких уникальных памятников является четырехэтажный доходный дом А. Г. Михайлова в г. Омске (1915–1916, арх. Л. А. Чернышев), крупного землевладельца, возможно, пожелавшего таким образом подчеркнуть аграрную направленность своей деятельности. |
Ключевые слова |
архитектурный декор, национальная традиция, орнамент, сакральные знаки. |
Список литературы |
1 Алисов Д. А. Административные центры Западной Сибири: городская среда и социально-культурное развитие (1870–1914 гг.). Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. 337 с. 2 Деревянная архитектура Томска: Альбом. Томск: Д-Принт, 2010. 364 с. 3 Кошман Л. В. Город в общественно-культурной жизни // Очерки русской культуры XIX века. М.: Изд-во Московского ун-та, 1998. Т. 1. С. 12–62. 4 Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1988. 753 с. 5 Шайхтдинова Н. Х. Деревянная резьба Тюмени. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1988. 160 с. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|