Название статьи

АРХЕТИПЫ ТВОРЧЕСТВА БОРИСА СМОТРОВА КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНОГО ХАОСА РУБЕЖА XX–XXI ВВ.

Автор/ы

Ю. В. Романенкова

Сведения об авторе/авторах

Юлия Викторовна Романенкова — доктор искусствоведения, профессор, член Нацинального Союза художников Украины, член Ассоциации искусствоведов (АИС), действительный член (академик) Академии критики, искусства и эститечиских наук Украины, член High School Teachers European Society, Киевская муниципальная академия эстрадного и циркового искусств, ул. Жилянская, д. 88, 01032 г. Киев, Украина. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6741-7829. E-mail: libraryOM@gmail.com

Рубрика

Искусствоведение

Год

2021

Номер журнала

Т. 60

Страницы

С. 237–248

Дата поступления статьи

27.02.2020

Дата публикации

28.06.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-60-237-248

Индекс УДК

75.051/76.769.2

Индекс ББК

85.103(2)7

Аннотация

В статье рассматривается творчество московского художника Бориса Смотрова. Дан общий анализ инструментария его художественной манеры, приведены данные об основных векторах творческой деятельности (сюжетная живопись, плакатная графика). Главным объектом внимания автор делает корпус произведений мастера в области живописи, акцентируя национальную тематику. Выделяются главенствующие сюжетные блоки произведений живописца (пейзаж, тематическая картина), характеризуется специфика художественного языка, методы работы с цветом, владения линией, уделяется внимание взаимовлиянию живописи и графики в творческом багаже Б. Смотрова, плакатности и плоскостности, декоративности манеры. Рассмотрены основные архетипы в творчестве Смотрова (жар-птица, корова, яблоко, весна, Маслница, др.). Склонность к аллегорическому языку поясняется владением художественными средствами создания плаката, опыт работы с которым есть у художника. Анализируются индивидуальые особенности работы Б. Смотрова с цветом, создание его собственного авторского «лоскутного» стиля как результат творческой трансформации и переосмысления влияния различных стилей и манер работы отдельных художников, от А. Матисса до К. Петрова-Водкина. Искусство мастера представлено как эффективный инструмент для развенчивания мифов о лубочном характере русских национальных мотивов, борьбы с поверхностным представлением о них. Обозначены мировоззренческие универсалии рубежных периодов в культуре и очерчены основные проблемы искусства рубежных эпох, на одну из которых и приходится творческий путь Б. Смотрова. Акцентировано творчество Б. Смотрова как инструмент для национальной самоидентификации творческой личности в условиях культурного хаоса рубежа столетий. Указано, что произведения Б. Смотрова, экспонирующиеся на персональных и коллективных выставках не только в России, но и в Австрии, Китае, Корее, США еще с 1970 г., хранятся не только в русских музеях (Москва, Пермь, Тула), но и в частных коллекциях Китая, США, Швейцарии. «Лоскутный стиль» Бориса Смотрова представлен как квинтессенция русского в его творчестве. 

Ключевые слова

современное русское искусство, Борис Смотров, лубок, лоскутное одеяло, декоративность, национальная идея.

Список литературы

1 Борис Смотров. Ликующий красный // Cultobzor.ru. URL: http://cultobzor.ru/2013/12/interview-boris-smotrov/ (дата обращения: 21.12.2019).

2 Борис Смотров. Яркие эффекты парадоксальных образов // ИСТРАНЕТ. URL: https://xn--80apydf.xn--p1ai/news/krome-golodovki/boris-smotrov-yarkie-effekty-paradoksalnyh-obrazov (дата обращения: 21.12.2019).

3 Выставка «Борис Смотров. Путь к авангарду» // Njerusalem.ru. URL: https://njerusalem.ru/vystavki-i-ekspozicii/exhibit/vystavka-boris-smotrov.-put-k-avangardu (дата обращения: 22.12.2019).

4 Лоскутная вселенная Бориса Смотрова // Профиль. Вып. 48 (651). 28.12.2009. URL: http://www.lesoreades.ru/news/news.php?id=248&nt=1 (дата обращения: 23.12.2019).

5 Неклюдова М. Традиции и новаторство в русском искусстве конца ХIХ – начала ХХ века. М.: Искусство, 1991. 402 с. 

6 Попков Ю. Лоскутный остров Бориса Смотрова // Новости МСХ. 2008. Вып. 9. С. 4.

7 «Праздник цвета». Борис Смотров // Vashdosug.ru. URL: https://www.vashdosug.ru/msk/exhibition/performance/468885/ (дата обращения: 21.12.2019).

8 Романенкова Ю. Мировоззренческие универсалии периодов Stilwandlung в мировом художественном процессе. К.: Химджест, 2009. 270 с.

9 Романенкова Ю. К вопросу о роли этапа ученичества в становлении индивидуального стиля художника // Наукові записки. 2018. Вип. 170. С. 22–28. 

10 Хренов Н. Культура в эпоху социального хаоса. М.: Едиториал УРСС, 2002. 448 с. 

11 Хренов Н. Культура на рубеже ХХ и ХХІ веков: глобализационные процессы. СПб.: Нестор-История, 2009. 632 с.

PDF-файл

Скачать