Название статьи |
ДРАМЫ ЧЕХОВА КАК ОБРАЗНАЯ ОСНОВА ПЬЕС «ЛЮБОВЬ В КРЫМУ» СЛАВОМИРА МРОЖЕКА И «УХОД» ВАЦЛАВА ГАВЕЛА |
Автор/ы |
Л. Н. Дмитриевская |
Сведения об авторе/авторах |
Лидия Николаевна Дмитриевская — доктор филологических наук, доцент, Литературный институт им. А. М. Горького, Тверской б-р, д. 25, 123104 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/ 0000-0002-8074-846Х |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2022 |
Номер журнала |
Т. 66 |
Страницы |
С. 224–237 |
Дата поступления статьи |
30.01.2021 |
Дата одобрения рецензентами |
13.03.2021 |
Дата публикации |
28.12.2022 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-66-224-237 |
Индекс УДК |
821.162.1.0+821.162.3.0 |
Индекс ББК |
83.3(4Чея)6+83.3(4Пол)7 |
Аннотация |
В основе пьес Славомира Мрожека «Любовь в Крыму» (1993) и Вацлава Гавела «Уход» (2007) лежат темы и образы пьес А. П. Чехова. Славянские драматурги портретируют стиль Чехова, наполняют свои пьесы прямыми цитатами, реминисценциями и аллюзиями из его пьес. В данной статье прослеживаются связи «Любви в Крыму» Мрожека и «Ухода» Гавела с чеховскими пьесами «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад». «Три сестры» и «Вишневый сад» Чехова стали основой для создания пьесы Мрожека «Любовь в Крыму». В первом акте пьесы (1910 г.) воссозданы атмосфера чеховской драмы, некоторые чеховские герои, стиль русского драматурга, а в последнем акте (1990-е гг.) чеховские образы трансфомированы и свидетельствуют о разрушении русской жизни и культуры. Вацлав Гавел в пьесе «Уход» опирается преимущественно на образы и символы «Вишневого сада» Чехова, перенесенные в ХХI в. и политически заостренные под новые реалии. Ключевым окажется образ времени: Мрожек и Гавел обращаются к чеховской драматургии с тем, чтобы, во-первых, показать и связь времен, и различия между эпохами рубежа ХIХ–ХХ и ХХ–ХХI вв., во-вторых, отразить в исторической перспективе конфликт нравственного и потому одинокого человека и прагматичного мира. Герои Мрожека и Гавела в сопоставлении с чеховскими свидетельствуют о степени деградации современного мира и человека. |
Ключевые слова |
Чехов, Мрожек, Гавел, драма, портретирование стиля, стиль Чехова, реминисценции, образ времени, образ эпохи. |
Список литературы |
1 Адам Е. А. Рецепция драмы Чехова «Три сестры» в немецкоязычных странах: дис. … канд. филол. наук. Томск, 2008. 280 с. 2 Ахметова М. Эсхатологическое восприятие времени // Ахметова М. Конец света в отдельно взятой стране: Религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф. М.: ОГИ, 2011. 336 с. 3 Васильева С. С. Чеховское в художественной интерпретации Л. С. Петрушевской // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: мат. Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 24–27 апреля 2005 г. Волгоград: Волгоградский гос. ун-т, 2005. C. 644–649. 4 Вербицкая Г. Я. Отечественная драматургия 70–90-х гг. ХХ века в контексте чеховской поэтики: дис. ... канд. филол. наук. М., 2008. 173 с. 5 Гавел В. Трудно сосредоточиться: Пьесы. М.: Худож. лит., 1990. 415 с. 6 Гавел В. Уход // Иностранная литература. 2009. № 1. С. 84–130. 7 Ершкова А. М. Вацлав Гавел: политика и драматургия // Славяноведение. 2011. № 6. C. 74–77. 8 Зингерман Б. И. Театр Чехова и его мировое значение / отв. ред. А. А. Аникст. М.: Наука, 1988. 382 с. 9 Зиновьева Р. В. Конфликт интеллигента и хама в пьесах С. Мрожека «Танго» и А. П. Чехова «Вишневый сад» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2020. № 3. С. 54–60. 10 Кожевникова Н. А. Стиль Чехова. М.: Издат. центр «Азбуковник», 2011. 487 с. 11 Коммерсантъ. № 54 (772) от 25.03.1995. URL: https://www.kommersant.ru/doc/105105 (дата обращения: 15.01.2021). 12 Костова-Панайотова М. «Чайка» Б. Акунина как зеркало «Чайки» А. П. Чехова // Дети РА. 2005. № 9 (13). С. 35–41. 13 Лесных Н. В. «“Чайка” А. П. Чехова (remix)» как художественная провокация // Вестник Удмуртского университета. 2011. Вып. 4. С. 106–109. 14 Мережковский Д. С. Грядущий хам // Полярная звезда. 1905. № 3. С. 186–192. 15 Минералов Ю. И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность). М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 1999. 360 с. 16 Мищенко Т. А. Традиции А. П. Чехова в современной русской драматургии: 17 Мрожек С. Валтасар // Libking.ru. URL: https://libking.ru/books/prose-/prose-contemporary/432092-2-slavomir-mrozhek-valtasar.html#book; URL: https://libking.ru/books/prose-/prose-contemporary/432092-slavomir-mrozhek-valtasar.html (дата обращения: 15.01.2021). 18 Мрожек С. Любовь в Крыму // Lib.ru. URL: http://lib.ru/PXESY/MROZHEK/Mroz_Krym.txt (дата обращения: 15.01.2021). 19 Олицкая Д. А. Рецепция пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» в Германии: дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2004. 211 с. 20 Сергеева Е. Н. Чеховские драматические тексты в русской литературе последних лет // Литература и театр. М.: Искусство, 2006. 293 с. 21 Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. М.: Наука, 1976. Т. 3: Октябрь 1888 – декабрь 1889. 578 с. М.: Наука, 1986. Т. 13: Пьесы 1895–1904. М.: Наука, 1986. 530 с. 22 Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Соч.: в 18 т. М.: Наука, 1983–1988. 23 Шерлаимова С. А. Вацлав Гавел: драматург — диссидент — президент — драматург // Славяноведение. 2012. № 5. C. 3–12. 24 Щербакова А. А. Чеховский текст в современной драматургии: дис. ... канд. филол. наук. Иркурск, 2006. 184 с. 25 Якобсон Р. Основа славянского сравнительного литературоведения // Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. С. 23–79. 26 Mrożek S. Tarn A. Listy 1963–1975. Kraków: Wydaw. lit., cop., 2009. 366 p. |
PDF-файл |