Название статьи |
ПАМЯТНИКИ НА ФОТОГРАФИЯХ ГОРОДОВ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО |
Автор/ы |
А. Л. Юргенева |
Сведения об авторе/авторах |
Александра Львовна Юргенева — кандидат культурологии, старший научный сотрудник, Государственный институт искусствознания, Козицкий пер., д. 5, 125009 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0465-4728. E-mail: lvovusha@yandex.ru |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2021 |
Номер журнала |
Т. 62 |
Страницы |
С. 9–22 |
Дата поступления статьи |
02.11.2020 |
Дата публикации |
28.12.2021 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-62-9-22 |
Индекс УДК |
008 |
Индекс ББК |
71+85.163 |
Аннотация |
Статья посвящена исследованию фотографий, на которых запечатлены памятники и мемориалы. Актуальной проблемой выступает столкновение на изображении различных культурных и временных слоев, а также взаимодействие персональной и коллективной памяти, которая возникает в результате запечатления на фотоснимке человека и памятника. Целью исследования было создание типологии, сформулированной на основании функций фотографий и их эстетических характеристик. Каждый из типов рассматривался с точки зрения его значения в культуре памяти и в соотношении с другими коммеморативными практиками. Особое внимание было уделено туристической фотографии, которая представляет собой встречу и диалог разных культур. Важность этой темы объясняется активным перемещением людей между городами и странами и стирание пространственных границ в Интернет-сети, где циркулирует основной объем цифровых фотоснимков. Было выявлено, что такие снимки могут становиться источниками конфликта, который возникает в результате столкновения самоидентичности путешественника и коллективной памяти другого народа. В результате исследования были выявлены три основных типа изображений: 1) памятник как художественный объект в среде, 2) туристическая фотография, 3) отчетные фотоснимки, сделанные во время официальных торжеств. В каждом случае запечатление памятника подчинено определенной задаче. Автор приходит к выводу, что фотографирование памятника отвечает потребности секулярного общества в ритуальном действии, выражающем уважение, внимание или интерес по отношению к объекту, хранящему память о месте, событии или персоне. |
Ключевые слова |
мемориалы, места памяти, коллективная память, автобиографическая память, туристическая фотография, свадебная фотография. |
Список литературы |
1 Ассман А. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна. М.: НЛО, 2017. 272 с. 2 Габович М. Памятник и праздник: этнография Дня Победы // Неприкосновенный запас. 2015. № 3. С. 93–111. 3 Дуцев М. В. Архитектурно-художественная среда как актуальная история человека // Художественная культура. 2019. № 4. С. 30–55. 4 Немцев М. О будущем, или зачем нам памятники // 60 параллель. 2010. № 1. URL: http://www.intelros.ru/pdf/60_paralel/36/09.pdf (дата обращения: 05.03.2020). 5 Нора П. Между памятью и историей. Проблематика мест памяти // Франция-память. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. С. 17–50. 6 Семенова В. Квартирование городского пространства: основные подходы к визуальному анализу // Визуальная антропология: городские карты памяти / под ред. П. Романова, Е. Ямской-Смирновой. М.: ООО «Вариант»; ЦСПГИ, 2009. С. 67–81. 7 Сонтаг С. Меланхолические образы // О фотографии. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2018. 272 с. 8 Стрельникова А. В. Необычные памятники как объект городского визуального пространства // Социологические исследования. 2013. № 4. С. 95–99. 9 Трубина Е. Город в теории: опыты осмысления пространства. М.: НЛО, 2011. 520 с. 10 Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 2–3. C. 8–27. 11 Todd C. From Todd’s mind. URL: https://clck.ru/YeLSp (дата обращения: 28.02.2020). 12 Leuenberger C. Constructions of the Berlin Wall: How Material Culture Is Used |
PDF-файл |