Название статьи

ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗМЕЖЕВАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЕЕ ЦЕЛОСТНОСТИ

Автор/ы

Н. Е. Двинина-Мирошниченко

Сведения об авторе/авторах

Наталья Евгеньевна Двинина-Мирошниченко — член Союза московских композиторов, аспирант, Московский государственный институт культуры, ул. Библиотечная, д. 7, 141406 г. Химки, Московской обл.; преподаватель, Тверской музыкальный колледж им. М. П. Мусоргского, ул. Орджоникидзе, д. 50, 170028 г. Тверь, Россия. E-mail: nataljadvinina@rambler.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2020

Номер журнала

Т. 57

Страницы

С. 43-51

Дата поступления статьи

02.09.2019

Дата публикации

28.09.2020

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-57-43-51

Индекс УДК

008

Индекс ББК

71 + 85.31 + 86.372

Аннотация

Статья посвящена проблемам современной православной музыкальной культуры. Автор статьи прослеживает генезис знаменного распева, отмеченный диалогом культур Восточной Церкви. Календарная функция осмогласия обусловила его органичное вовлечение в процесс жизнедеятельности русского человека, а стремление к эстетизму стало характерной чертой музыкально-
интонационного мышления и системы визуального ряда звукописи, оформленной в крюковой нотации. Процессы секуляризации отечественной церковно-
певческой культуры, начавшиеся в конце XVII в., привели к ее размежеванию на каноническую и традиционную культуру, занимающую приоритетные позиции до сегодняшнего времени. На рубеже XIX–XX вв. осуществился значимый поворот к обретению утерянных ценностей национальной культуры. Процесс восстановления целостности церковно-певческой культуры плодотворно продолжается и в наши дни: впервые осуществлены попытки реконструкции древнерусского многоголосия, ведущие медиевисты современности являются не только учеными, но и высокопрофессиональными певцами; формируется новая терминология, адекватная специфике русской музыки; композиторское творчество выдающихся регентов конца XX–XXI вв. обнаруживает канонические принципы работы с компонентами музыкального языка. Автор статьи суммирует и систематизирует явления, оппозиционирующие секуляризации российской православной музыкальной культуры и демонстрирующие новый вектор ее развития — становление
и утверждение канонической православной культуры в современном мире. 

Ключевые слова

современная каноническая музыкальная культура, секуляризация православной культуры, знаменная нотация, эстетика и семантика крюкового письма, процесс восстановление целостности церковно-певческой культуры, возрождение древнерусских распевов.

Список литературы

1 Бражников М. В. Русская певческая палеография. СПб.: Изд-во РИИИ РАН, Изд-во СПбГК, 2002. 260 с.

2 Гаманович А. (Иеромонах Алипий Гаманович). Грамматика церковнославянского языка. М.: Паломник, 1991. 272 с.

3 Гвоздецкий А. А. Знаменный роспев: методическое пособие. СПб.: Композитор, 2010. 23 с.

4 Гордеева Т. Ю. Некоторые аспекты западноевропейской и восточной онтологии певческого звука // Вестник МГУКИ. № 6 (80). 2017. С. 102–113.

5 Гумилев Л. Н. От Руси до России. М.: АСТ, 2017. 512 с.

6 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М.: Академический проект, 2015. 602 с.

7 Зеньковский В. В. (Протоиерей Василий Зеньковский) История русской философии. М.: Академический Проект, Раритет, 2001. 880 с.

8 Керн К. (Архимандрит Киприан Керн). Литургика, гимнография и эортология. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1999. 152 с.

9 Комаров В. Ф. Средства к улучшению церковного пения // Русская духовная музыка в документах и материалах / сост. А. А. Наумов, М. П. Рахманова; вступит. ст., коммент. С. Г. Зверева. М.: Языки славянской культуры, 2002. Т. 3: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861–1918). С. 232–289.

10 Кондрашкова Л. В. Партесное многоголосие // Богослужебные песнопения XVI–XVIII веков и духовные стихи из репертуара ансамбля «Сирин». М.: Спорт и культура-2000, 2016. С. 97–101.

11 Лихачев Д. С. Земля родная. М.: Просвещение, 1983. 256 с.

12 Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский История Русской Церкви. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. Кн. 4. Ч. 1. 592 с.

13 Музыкальная эстетика России ХI–ХVIII веков / ред.-сост. А. И. Рогов. М.: Музыка, 1973. 169 с.

14 Октоих, сиречь Осмогласник. М.: Издат. Совет РПЦ, 2004. Т. 3: Приложение. 208 с.

15 Саяпин Д. В. У русской духовной музыки XVI–XVIII вв. есть будущее? // E-vesti.ru. URL: http://www.e-vesti.ru/ru/u-russkoj-duhovnoj-muzyki-xvi-xviii-vv-est-budushhee/ (дата обращения: 11.06.2020).

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации