Название статьи

К ВОПРОСУ О НОВАТОРСТВЕ М. ГОРЬКОГО

Автор/ы

Л. А. Спиридонова

Сведения об авторе/авторах

Лидия Алексеевна Спиридонова — доктор филологических наук, профессор, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, Поварская ул., д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. E-mail: spirlid@mail.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2021

Номер журнала

Т. 62

Страницы

С. 211–220

Дата поступления статьи

14.03.2021

Дата публикации

28.12.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-62-211-220

Индекс УДК

821.161.1.0

Индекс ББК

83.3(2Рос=Рус)6

Аннотация

В советском литературоведении новаторство М. Горького обычно связывали с его революционной деятельностью, называя его «первым по времени и по рангу пролетарским писателем» и «основоположником социалистического реализма». Штампы марксистско-ленинской эстетики настолько плотно пристали к писателю, что дожили до наших дней. В статье с новых методологических позиций рассматривается творчество М. Горького, который с самого начала деятельности стремился создать свой метод изображения жизни с высоты будущего. Анализируя роман «Мать», который считали первым произведением социалистического реализма, автор показывает, что этот роман был неразрывно связан с философско-эстетической системой Серебряного века, а его жанр (роман-утопия) созвучен романам А. Богданова «Красная звезда» и Ф. Сологуба «Творимая легенда». Органическое соединение ницшеанства с марксизмом, а богостроительства с реалистическим описанием революционного движения в рабочей слободке было поистине новаторским. Искренняя вера М. Горького в социализм, который может стать новой религией трудящегося человека, впервые была выражена в художественном произведении как утопическая мечта о счастливом будущем России. Социалистическое мифотворчество в сочетании с реализмом и романтизмом создали новаторский метод изображения действительности, который характерен для «Сказок об Италии», автобиографической трилогии и «Жизни Клима Самгина»... Творчество М. Горького было связующим звеном между культурой Серебряного века и советской литературой.

Ключевые слова

М. Горький, новаторство, реализм, модернизм, творческий метод.

Список литературы

1 Анненский И. Книги отражений. Литературные памятники. М.: Наука, 1979. 679 с.

2 Волошин М. Верхарн. Судьба. Творчество. Переводы. М.: Книгоиздательство Творчество, 1919. 80 с.

3 Воровский В. В. Литературно-критические статьи. М.: ГИХЛ, 1956. 480 с. 

4 Горький М. Полн. собр. соч. Письма: в 24 т. М.: Наука, 1999. Т. 5: Письма. 1905–1906. 575 с.

5 Горький М. Полн. собр. соч.: в 25 т. Варианты к художественным произведениям. М.: Наука, 1975. Т. 3: Варианты к томам VIII–XII. 1907–1912. 709 с.

6 Горький М. Полн. собр. соч.: художественные произведения: в 25 т. М.: Наука, 1970. Т. 8: Мать: Рассказы. Очерк. 1906–1910. 508 с. М.: Наука, 2013. Т. 16: Письма. Март 1926 — июль 1927. 980 с.

7 Литературное наследство / под ред. И. И. Анисимова. М.: Наука, 1963. Т. 70: Горький и советские писатели. Неизданная переписка. 734 с.

8 Луначарский А. В. Литература нового мира: обзоры, очерки, теория / вступ. ст. и примеч. Н. П. Машовца. М.: Сов. Россия, 1982. С. 64–65.

9 Максим Горький: pro et contra. Личность и творчество Максима Горького в оценке русских мыслителей и исследователей1890–1910-е гг. Антология. СПб.: Изд-во РХГА, 1997. 901 с.

10 Оболенский Л. Беседы о литературе и искусстве // Живописное обозрение. 1902. № 1, январь. С. 87–98.

11 Ремизов А. М. Встречи. Литературный буерак. Париж: LEV, 1931. С. 180–181.

12 Савицкий Е. Автобиография и постмодернистская теория // Новое литературное обозрение. 2019. № 159 (2). С. 7.

13 Role S. Fenomen Gorki. Le jeune d' Gorki et ses premiers lecturies. Villeneuv 1 Ascq / France. 2007. P. 27.

PDF-файл

Скачать