Название статьи |
ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ, РЕПРЕЗЕНТИРУЮЩЕЙ ПОСТНУЮ ПИЩУ, В ПРОИЗВЕДЕНИИ И. С. ШМЕЛЕВА «ЛЕТО ГОСПОДНЕ» |
Автор/ы |
Н. Б. Бугакова Ю. С. Попова О. В. Сулемина |
Сведения об авторе/авторах |
Надежда Борисовна Бугакова — кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации, Воронежский государственный технический университет, ул. 20-летия Октября, д. 84, 394006 г. Воронеж, Россия. E-mail: ya_witch@mail.ru Юлия Сергеевна Попова — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации, Воронежский государственный технический университет, ул. 20-летия Октября, д. 84, 394006 г. Воронеж, Россия. E-mail: buka1621@rambler.ru Оксана Владимировна Сулемина — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации, Воронежский государственный технический университет, ул. 20-летия Октября, д. 84, 394006 г. Воронеж, Россия. E-mail: may2005@yandex.ru |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2022 |
Номер журнала |
Т. 66 |
Страницы |
С. 277–285 |
Дата поступления статьи |
16.03.2021 |
Дата одобрения рецензентами |
12.04.2021 |
Дата публикации |
28.12.2022 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-66-277-285 |
Индекс УДК |
821.161.1.0 |
Индекс ББК |
83.3(2Рос=Рус)6 |
Аннотация |
И. С. Шмелев — известный русский писатель, выходец из городской купеческой среды, так хорошо знающий особенности этой среды и отчетливо передающий их в своих произведениях. Родившийся и выросший в патриархальной семье, где свято соблюдались все религиозные обряды, И. С. Шмелев не мог не впитать трепетное отношение к православной религии, отчего большая часть его произведений пронизана христианским мировидением. Полагаем, что вышеперечисленные обстоятельства оказали влияние на формирование индивидуально-авторских особенностей употребления в текстах произведений лексем определенных тематических групп. В этой связи задачей исследования является выявление авторских особенностей употребления лексем, называющих постную пищу, в романе «Лето Господне», который в структурном плане представляет собой описание года православного человека, тем самым отчетливо демонстрируя читателю, что русский быт и вера связаны неразрывно. Проведя анализ индивидуально-авторских особенностей лексики, репрезентирующей постную пищу, в произведении И. С. Шмелева «Лето Господне», мы пришли к следующим выводам. Пища и все ритуалы, с ней связанные, очень важны для отражения как национальной, так и индивидуальной картины мира. По тому, какую пищу употребляет человек, можно сделать выводы о его благосостоянии. В романе «Лето Господне» для репрезентации постной пищи автор использует лексемы, относящиеся как к общеупотребительным, входящим в состав русского литературного языка, так и к диалектным формам. Помимо этого, автором вводятся лексемы, вышедшие из активного словоупотребления; это дает нам понять, что некоторые реалии, привычные человеку в описываемое И. С. Шмелевым время, современному человеку недоступны. С целью продемонстрировать необременительность Великого поста, автор прибегает к употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов, а также к употреблению анафоры. Одна из важнейших особенностей индивидуально-авторской картины мира И. С. Шмелева заключается в том, что лексемы, именующие постную пищу, выступают в рассматриваемом произведении в качестве своеобразных точек отсчета времени. |
Ключевые слова |
И. С. Шмелев, лексема, Великий пост, репрезентация, постная пища, индивидуально-авторские особенности, индивидуально-авторская картина мира. |
Список литературы |
1 Большой академический словарь русского языка: в 17 т. / гл. ред. К. С. Горбачевич. М.; СПб.: Наука, 2007. Т. 4. С. 400–401. 2 Гилазетдинова Г. Х., Багманова Л. Н. Репрезентация лингвокультуремы «пища» в романах И. С. Шмелева «Богомолье» и «Лето Господне» // Ученые записки казанского университета. Т. 154. Кн. 5. С. 151. 3 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. Т. 1. 489 с.; Т. 2. 511 с.; Т.4. 528 с. 4 Малый православный толковый словарь / Н. С. Мовлева. М.: Русский язык — Медиа, 2005. 527 с. 5 Подвигина Н. Б. Индивидуально-авторское своеобразие языковой картины мира И. С. Шмелева (на материале религиозной лексики произведения «Лето Господне»): дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2010. 174 с. 6 Поздеев В. Функция еды в романе И. С. Шмелева «Лето Господне» (восприятие детским сознанием) // Potsdam University. URL: https://publishup.uni-potsdam.de/opus4ubp/frontdoor/deliver/index/docId/6561/file/russische_kueche_s189_201.pdf (дата обращения: 12.03.2021). 7 Словарь русских народных говоров / ред. Ф. П. Сорокалетов, Ф. П. Филин. Л.: Наука, 1979. Вып. 15: Кортусы — Куделюшки. 652 с. СПб.: Наука, 2001. Вып. 35: Реветь — Рящик. 548 с. 8 Современный толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2007. 934 с. 9 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. М.: Астрель: АСТ, 2007. Т. 2: Е — Муж. 469 с. М.: Астрель: АСТ, 2009. Т. 4: Т — Ящур. 501 с. 10 Шмелев И. С. Предисловие // Шмелев И. С. Лето Господне. Человек из ресторана. М.: Дрофа, 2003. 498 с. 11 Шмелев И. С. Лето Господне. Человек из ресторана. М.: Дрофа, 2003. 498 с. 12 Энциклопедический православный словарь / сост. В. М. Воскобойников. М.: Эксмо, 2005. 544 с. |
PDF-файл |