Название статьи

ЭТИКА И ЭСТЕТИКА РУССКОГО РОКА (на примере творчества К. Кинчева)

Автор/ы

Д. И. Иванов

В. В. Варава

Сведения об авторе/авторах

Дмитрий Игоревич Иванов — кандидат филологических наук, доцент, профессор Иститута русского языка, Сианьский университет иностранных языков, ул. Вэньюань Наньлу, кампус Чанань,710128 г. Сиань, КНР. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1492-0049. E-mail: Ivan610@yandex.ru

Владимир Владимирович Варава — доктор философских наук, профессор, профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ, ул. Барышевская роща, д. 22, 108831 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7811-5452. E-mail: vladimir_varava@list.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2021

Номер журнала

Т. 61

Страницы

С. 345–356

Дата поступления статьи

29.04.2020

Дата публикации

28.09.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-61-345-356

Индекс УДК

7.03+008

Индекс ББК

85.318(2)+71

Аннотация

Статья посвящена анализу этических и эстетических аспектов русского рока на примере творчества одного из его наиболее ярких представителей Константина Кинчева. Делается предположение, что отечественная рок-поэзия является органическим и самобытным элементом большого текста русской культуры, отражающим в себе его глубинные типологические характеристики. Это прежде всего синтез литературы и философии при доминировании нравственной проблематики. Характерный для русской философской культуры взаимопереход этического и экзистенциального находит в творчестве К. Кинчева наивысшее воплощение. С этой точки зрения анализируются некоторые важные аспекты творческого пути рок-поэта, для которого характерны духовные коллизии, проявленные в таких вещах, как мучительный поиск истины, метания от тьмы к свету, погружение в инфернальные области и т. д. Показано, что эти состояния являются необходимыми для формирования полноценного художественного мира, который немыслим без подобных противоречий. Тем самым развенчивается традиционно сниженный и откровенно негативный образ представителя рок-культуры как носителя агрессивного и деструктивного начал. Важным для всего творчества К. Кинчева является ощущение того, что поэтический дар творца делает его сопричастным божественному бытию и, соответственно, нравственно ответственным за каждое произнесенное слово. Это по сути дела религиозная концепция художественного творчества, уходящая своими корнями к идеям Н. В. Гоголя. 

Ключевые слова

творчество К. Кинчева, рок-поэзия, русская литература и философия, этика, эстетика, поиск истины, экзистенция, духовное начало.

Список литературы

1 Барановская Н. Константин Кинчев. Жизнь и творчество. Стихи. Документы. Публикации. СПб.: Новый Геликон, 1993. 239 с.

2 Башлачев А. Сядем рядом // Наумов Л. Александр Башлачев. Человек поющий. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2010. С. 111–112.

3 Башлачев А. Тесто // Наумов Л. Александр Башлачев. Человек поющий. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2010. С. 134–136.

4 Варава В. В. «Осевое время» русской философии: открытие экзистенции // Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры. Русское издание. 2018. № 1–2. URL: http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/ inhaltruss29.html (дата обращения: 26.04.2020).

5 Гидревич Е. А. Реминисценции в творчестве Константина Кинчева // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 2 (22). С. 35–40.

6 Гребенщиков Б. Мама, я не могу больше пить // Беспечный русский бродяга. 2006. URL: https://teksty-pesenok.ru/rus-bg/tekst-pesni-mamaya-ne-mogu-bolshe-pit/1748955 (дата обращения: 02.07.2019).

7 Гребенщиков Б. Брат Никотин // Сестра Хаос. 2001. URL: https://mp3folder.org.ua/tekst-pesni/1034136-akvarium-boris-grebenschikov-brat-nikotin.html (дата обращения: 02.07.2019).

8 Зеньковский В. В. История русской философии. Л.: ЭГО, 1991. Т. I. 222 с.

9 Кинчев К. В путь // Твердый знак («Ъ»). 2010. URL: http://www.pesni.net/text/AlisA/V-put (дата обращения: 10.04.2020).

10 Кинчев К. Меломан // Энергия. 1985. URL: http://teksti-pesenok.ru/10/ Konstantin-Kinchev-i-gr-Alisa/tekst-pesni-meloman (дата обращения: 10.04.2020).

11 Кинчев К. Кибитка // Для тех, кто свалился с Луны. 1993. URL: https:// teksty-pesenok.ru/rus-alisa-konstantin-kinchev/tekst-pesni-kibitka/ 1733524/ (дата обращения: 10.04.2020).

12 Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь: Изд-во ТГУ, 1998. № 1. С. 3–33.

13 Кузьмина Т. А. Экзистенциальная этика Н. А. Бердяева // Этическая мысль. М.: Изд-во ИФ РАН, 2008. Вып. 8. С. 87–128.

14 Науменко М. Ода ванной комнате // Поэты русского рока: В. Цой, М. Науменко, А. Панов, Е. Федоров, Ф. Чистяков, М. Башаков. СПб.: Азбука-классика, 2005. 416 с. 

15 Науменко М. Завтра меня здесь не будет (Мой поезд) // Поэты русского рока: В. Цой, М. Науменко, А. Панов, Е. Федоров, Ф. Чистяков, М. Башаков. СПб.: Азбука-классика, 2005. 416 с

16 Русская литература и философия: пути взаимодействия / под. ред. А. А. Тахо-Годи. М.: Водолей, 2018. 602 с.

17 Сербиненко В. В. История русской философии XI–XIX вв. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1993. 148 с.

18 Троицкий А. К. Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии. М.: Книга, 1990. 385 с.

19 Черепова Т. Н. Феномен отечественной нравственной философии: этико-философский анализ: дис. … канд. филос. наук. Иваново, 2017. 173 с. 

20 Чиграков С. Глупенькая песня (Ассоль) // Чиж & Co. 1993. URL: https://teksty-pesenok.ru/rus-chizh-i-kompaniya-sergej-chigra/tekst-pesni-glupe nkaya -pesnya-assol/1949850/ (дата обращения: 26.04.2020). 

PDF-файл

Скачать