Название статьи

МЕЦЕНАТСТВО И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ

Автор/ы

И. В. Черняева

Л. В. Балахнина

Сведения об авторе/авторах

Ирина Валерьевна Черняева — кандидат искусствоведения, доцент, Алтайский государственный университет, пр-т Ленина, д. 61, 656049 г. Барнаул, Россия.
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-0308-0969
E-mail: gurkina-22@mail.ru

Лидия Васильевна Балахнина — кандидат искусствоведения, доцент, Тюменский государственный университет, ул. Володарского, д. 6, 625003 г. Тюмень, Россия.
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-3067-866X
E-mail: 89091812006@mail.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2022

Номер журнала

Т. 65

Страницы

С. 333–344 

Дата поступления статьи

08.11.2021

Дата одобрения рецензентами

13.12.2021

Дата публикации

28.09.2022

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-65-333-344

Индекс УДК

7.075:339.375.2

Индекс ББК

85.101(2)

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью возрождения традиций собирательской деятельности в современной России. Социально-экономическая ситуация XXI в. сформировала особые условия для развития художественных практик: массовая цифровизация, тенденция инвестиций в искусство, важность сохранения авторского права (блокчейн в искусстве), идея создания бренда из имени художника и т. п. — все это намекает на глобальный кризис традиционного арт-рынка. Процесс адаптации художников к новым условиям проходит неоднозначно, так как исторический контекст развития арт-рынка диктовал различные варианты товарного обмена и собирательства, каждая эпоха имела свои специфические черты проявления товарного характера произведений изобразительного искусства. Произведения искусства первоначально предназначались исключительно для личного потребления. Переход предметов изобразительного искусства в другие руки совершался безвозмездно: как знак уважения, почета или в качестве ритуального действия. Постепенно эти узкие рамки преодолевались, и произведения изобразительного искусства стали все более выполнять общественную функцию, обслуживая религиозный культ, власть. Среди предпринимателей были настоящие ценители и знатоки искусства, собравшие превосходные коллекции, ставшие частью отечественного культурного наследия, национального достояния. Авторы статьи приходят к выводу о том, что в каждой исторической эпохе рынок произведений искусства имел свои особенности, произведение изобразительного искусства стало товаром в классическом понимании с появлением на рынке посредника; главной специфической чертой отечественного художественного рынка является его формирование на основе коллекционирования, связанного с меценатством и благотворительностью.

Ключевые слова

художественный рынок, благотворительность, меценат, коллекционер, галерист, искусство.

Список литературы

1 Арт-рынок в Новой экономике: границы, инвестирование, управление. СПб.: КультИнформПресс, 2019. 134 с. 

2 Боханов А. П. Коллекционеры и меценаты в России. М.: Наука, 1989. 192 с.: ил.

3 Гончаров Ю. М. Сибирское купечество середины XIX – начала XX в. в представлениях современников // Предприниматели и предпринимательство в Сибири. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2001. Вып. 3. С. 210–227.

4 Династия художников Щетининых в культуре Алтайского края: научно-популярное издание / науч. ред. Т. М. Степанская. Барнаул: Графикс, 2012. 36 с.: ил.

5 Завещательное письмо П. М. Третьякова / Меценаты и коллекционеры: Альманах всероссийского общества охраны памятников истории и культуры // Памятники Отечества. 1993. № 29. С. 3–6.

6 Каган М. С. Эстетика как философская наука. Университетский курс лекций. Лекция 30 «Начало нового переходного этапа в истории культуры и проблема постмодернизма». СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 544 с. 

7 Кривцун О. Художник в истории русской культуры: эволюция статуса // Искусствознание. 2000. № 1. С. 467–499.

8 Распоряжение Правительства РФ от 15.11.2019 г. № 2705-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=338259#03566902919291868 (дата обращения: 15.01.2021).

9 Скубневский В. А., Старцев А. В., Гончаров Ю. М. Предприниматели Алтая. 1861–1917 гг.: Энциклопедия. Барнаул: Демидовский фонд, 1996. 112 с. 

10 Старцев А. В., Гончаров Ю. М. История предпринимательства Сибири (XVII – начало XX в.). Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 1999. 215 с.

11 Степанская Т. М. Свободный художественный рынок и развитие изобразительного искусства в России // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4 (53). С. 360–363.

12 Федеральный закон от 04.11.2014 № 327-ФЗ «О меценатской деятельности» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=170477#05207319534424779 (дата обращения: 15.01.2021).

13 Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (последняя редакция 08.12.2020 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83777/ (дата обращения: 15.01.2021).

PDF-файл

Скачать