Название статьи

ТЕЛЕПРОЕКТ «СТАРЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ». ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛЕЙТМОТИВОВ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Автор/ы

Д. А. Журкова

Сведения об авторе/авторах

Дарья Александровна Журкова — кандидат культурологии, старший научный сотрудник, сектор Художественных проблем массмедиа, Государственный институт искусствознания, Козицкий переулок, д. 5, 125009 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0752-9786. E-mail: jdacha@mail.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2021

Номер журнала

Т. 59

Страницы

С. 33–47

Дата поступления статьи

29.04.2020

Дата публикации

28.03.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-59-33-47

Индекс УДК

008

Индекс ББК

71(2)+76.032(2)

Аннотация

Статья посвящена переосмыслению мифологем советской культуры в телепроекте «Старые песни о главном» (1995–2001). На протяжении трех выпусков проекта прослеживаются особенности реконструкции трех основных тем: труда, межличностных отношений и идеологических штампов. Большое влияние на развитие этих сюжетов оказывали реалии девяностых годов. Если в первом выпуске телепроекта, наряду с иронией, присутствовала определенная ностальгия по упорядоченному укладу и наглядным результатам сельскохозяйственной деятельности, то третий выпуск вместо поэтизации образа советского рабочего стремится отразить всю сложность устройства и напряженность функционирования шоу-индустрии. Столь же кардинальную трансформацию претерпевает тема межличностных отношений. В сравнении с первым выпуском, где авторы пытались воссоздать утраченное чувство безусловной расположенности одного человека к другому, в последующих выпусках происходит ироничная деконструкция самой возможности искренних чувств, место которых занимает утверждение культа звезды-одиночки. В сценарии телепроекта также активно включались идеологические штампы советского времени, которые, перемежаясь с переиначенными рекламными слоганами, обнаруживали смысловую пустоту новой идеологии потребления. 

Ключевые слова

развлекательное телевидение, музыкальное шоу, советская культура, советская эстрада, популярная музыка, ресайклинг, девяностые, ностальгия, песня.

Список литературы

1 Айданова Ю. Ф. Деконструкция советского мифа в постмодернистском тексте // Актуальные вопросы современной науки. 2008. № 2. С. 220–226.

2 Быков Д. Л. Блуд труда. СПб.: Лимбус-Пресс, Изд-во К. Тублина, 2014. С. 9–26.

3 Булавка Л. А. Феномен советской культуры. М.: Культурная революция, 2008. 288 с. 

4 Васильев И. Е. Деконструкция советскости в стихах концептуалистов // Советское прошлое и культура настоящего: в 2 т. / отв. ред. Н. А. Купина, О. А. Михайлова. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2009. Т. 1. С. 190–197.

5 Гурьев С. Двадцать шесть попсовых эмиссаров // Новая газета. 1997. № 2. 

6 Гурьев С. Попса на полустаночке. «Старые песни о главном-3» в Новый год на ОРТ // Новая газета. 1998. № 1. 

7 Дашкова Т. Ю. Граница приватного в советских кинофильмах до и после 1956 года: проблематизация переходного периода // СССР: Территория любви. Сб. ст. М.: НЛО, 2008. С. 146–169.

8 Журкова Д. А. Телепроект «Старые песни о главном»: судьба ностальгии в контексте постсоветской культуры // Художественная культура. 2020. № 2.
С. 264–287.

9 Казиник М. Похороны еды в Москве 1990 года // Arzamas.academy. URL: https://arzamas.academy/micro/tvshow/1 (дата обращения: 10.07.2019).

10 Лебина Н. Б. Мужчина и женщина: тело, мода, культура. СССР — оттепель. М.: НЛО, 2014. 203 с.

11 Лидерман Ю. Г. Любовь как сюжет воспоминаний: российский кинематограф 1990-х // СССР: Территория любви. Сб. ст. М.: НЛО, 2008. С. 224–233.

12 Разлогов К. Э. Вперед в прошлое // Искусство кино. 1997. № 3. С. 34–36. URL: http://old.kinoart.ru/archive/1997/03/n3-article5 (дата обращения: 10.05.2019).

13 Разлогов К. Э. Жанр кризиса // Искусство кино. 1999. № 4. С. 97–99. URL: http://old.kinoart.ru/archive/1999/04/n4-article18 (дата обращения: 10.07.2019). 

14 Сальникова Е. В. Советская культура в движении: от середины 1930-х к середине 1980-х. Визуальные образы, герои, сюжеты. М.: ЛКИ, 2008. 471 с.

15 Чередниченко Т. В. «Санта-Барбара» как универсальный хронотоп // Искусство кино. 1997. № 2. С. 42–49. URL: https://old.kinoart.ru/archive/1997/02/n2-article3 (дата обращения: 17.04.2020). 

16 Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 661 с. 

17 Neville B., Villeneuve J. Introduction: In Lieu of Waste // Waste-Site Stories. The recycling of memory / ed. by B. Neville, J. Villeneuve. N.Y.: State University of New York Press, 2002. P. 1–28.

18 Rosenstone R. A. The Historical Film: Looking at the Past in a Postliterate Age // The Historical Film: History and Memory in Media. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 2001. Р. 50–66.

PDF-файл

Скачать