Название статьи

«ХОЖДЕНИЕ ЗА ЧЕТЫРЕ МОРЯ» А.Л. ГОРБУНКОВА: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ПЕРВОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ ЧУКОТКИ

Автор/ы

Шульгина О.М.

Сведения об авторе/авторах

Ольга Михайловна Шульгина — младший научный сотрудник, Отдел этнографии Сибири, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, Университетская наб., д. 3, 199034 г. Санкт-Петербург, Россия.
ORCID ID: http://orcid.org/0000‑0002‑5449‑0258
E-mail: shulgina@kunstkamera.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2024

Номер журнала

Т. 74

Страницы

С. 290–309

Дата поступления статьи

24.04.2024

Дата одобрения рецензентами

10.09.2024

Дата публикации

29.12.2024

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-74-290-309

Индекс УДК

745/749+7.031+688

Индекс ББК

63.3+63.5+85

Аннотация

Автор предпринимает попытку реконструировать биографию А.Л. Горбункова — первого художественного руководителя, инструктора и консультанта чукотских художественных мастерских. Статья не охватывает всю биографию Горбункова, а очерчивает события от рождения до возвращения из командировки на Чукотку в конце 1935 г. В контексте деятельности профессионального художника, в статье рассматривается процесс возникновения художественных мастерских на Чукотке в начале 1930 гг., уточняется момент и причины перехода к организованному промыслу, все еще не до конца освещенные в отечественной науке. Для обозначения места фигуры Горбункова в развитии чукотско-эскимосского косторезного промысла, автор приводит особенности историко-культурного контекста первой трети ХХ в. Далее излагаются биографические сведения первого художественного руководителя чукотских мастерских, основные события его работы на Чукотском полуострове. Автор опирается на корпус ранее неопубликованный архивных материалов, благодаря которым представляется возможным составить общий портрет основателя первых постоянных косторезных мастерских Чукотки.

Ключевые слова

польское кино, Анджей Жулавский, научная фантастика, эстетика экранизации, цензура.

Список литературы

Исследования

Антропова В.В. Современная чукотская и эскимосская резная кость // Сбор­ник музея антропологии и этнографии. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1953. Т. XV / отв. ред. С.П. Толстов. С. 5–122.

Бронштейн М.М., Карахан И.Л., Широков Ю.А. Резная кость Уэлена. Народное искусство Чукотки. М.: Святигор, 2002. 97 c.

Вахитов К.И. Кооператоры России: история кооперации в лицах. М.: Дашков и К., 2016. 567 с.

Кандинский В.В. К реформе художественной школы // Искусство. Журнал Рос­сийской академии художественных наук. 1923. № 1. С. 399–406.

Миргородова Ю.М. Свеклосахарная промышленность Курской области в 20 годах ХХ века // Научные ведомости. Серия История. Политология. Эконо­мика. Информатика. 2011. № 1 (96), Вып. 17. С. 139–144.

Митлянская Т.Б. О работе профессиональных художников с народными масте­рами Чукотки // Сб. тр. НИИ художественной промышленности. М.: Изд-во НИИ художественной промышленности, 1972. № 6. С. 153–166.

Митлянская Т.Б. Художники Чукотки. М.: Изобразительное искусство, 1976. 208 с.

Морозов В. На Чукотской культбазе // Советский Север. 1931. № 3–4. С. 228–234.

Мусянкова Н.А. Любители и профессионалы: художественная студия Инсти­тута народов Севера (1926–1941) // Художественная культура. 2012. № 4 (5). С. 64–591.

Мусянкова Н.А. Примитив в квадрате. Советская культурная политика и изобра­зительная самодеятельность в лицах и фактах. М.: БуксМарт, 2019. 360 с.

Осипов Ю.Н. К истории создания Кабинета по изучению народов Дальневосточ­ного края // Россия и АТР. 2011. № 2. С. 233–234.

Орлов А.А. Ланкастерские школы в России в начале ХIХ в. // Педагогика и пси­хология образования. 2013. № 1. С. 11–20.

Скляренко И.С. Ценности образования в системе взаимного обучения: к истории вопроса // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. Т. 8. Вып. 1: Пространство и время образования. URL: https:// naukaru.ru/ru/nauka/article/54880/view (дата обращения: 15.02.2024)

Суслов И. 15 северных культбаз // Советский Север. 1934. № 1. С. 28–37.

Телешов С.В. Ланкастерская школа в России // Педагогика. 2005. № 10. С. 75–76.

Терлецкий П. Культбазы Комитета Севера //Советский Север. 1935. № 1. С. 36–47.

Чеботаревский А. Культурные базы Комитета севера // Советский Север. 1930. № 1. С. 117–124.

Шульгина О.М. А.Л. Горбунков и иконографические источники чукотско-эски­мосского искусства резной кости первой трети ХХ века // Художественная куль­тура. 2022. № 3. С. 184–219.

Шульгина О.М. К вопросу о происхождении и распространении пеликенов на территории Чукотки // Культурное наследие Росcии. 2022. № 3. С. 37–46.

Шульгина О.М. Творческий метод А.Л. Горбункова: из опыта работы профес­сионального художника с чукотско-эскимосскими косторезами первой трети ХХ века // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Вос­токе. 2022. № 3. С. 35–52.

Pälsi S. Pohjoiskävijän päiväkirjasta: matkakuvauksia Beringiltä, Anadyrilta ja Kamtshatkasta. Helsinki: Otava, 1919. 271 с.

Ray D.J. Graphic Art of the Alaskan Eskimo. Washington: Indian Arts and Crafts Board, 1969. 227 с.

Источники

Отчет 1921–1925 / Государственная академия художественных наук. М.: Моспо­лиграф, 1926. 160 с.

Российская академия наук на Тихоокеанском побережье 1932–2002: фрагменты истории глазами ученых / под ред. Г. Малых и др. Владивосток: Дальнаука, 2002. 247 с.

Чукотское и эскимосское искусство ХIХ–ХХ вв. / авт.-сост. А.К. Фисинина. М.: Изд-во Сергиево-Посадского гос. историко-художественного музея-заповед­ника, 1995. 126 с.

Чукотское и эскимосское искусство: из собр. Загорского гос. ист.-худож. музея-заповедника / сост. А. К. Ефимова, Е. Н. Клитина. М.: Художник РСФСР, 1981. 185 с.

PDF-файл

Скачать