Название статьи

ЧЕРНЫЙ ЮМОР В ТВОРЧЕСТВЕ ДАНИИЛА ХАРМСА

Автор/ы

Юй Гао

Сведения об авторе/авторах

Юй Гао — аспирант, Хэйлунцзянский университет, Институт русского языка, Сюэфу ул., д. 74, 150080 г. Харбин, Китай. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8388-0303. E-mail: 15776609418@sina.cn

Рубрика

Филологические науки

Год

2021

Номер журнала

Т. 60

Страницы

С. 208–223

Дата поступления статьи

10.08.2020

Дата публикации

28.06.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-60-208-223

Индекс УДК

821.161.1.0

Индекс ББК

83.3(2Рос=Рус)6

Аннотация

В последние годы творчество Даниила Хармса стало «горячей» темой филологических исследований во всем мире. В статье анализируется «черный юмор» в творчестве Хармса 1930-х гг., раскрываются эстетический потенциал и гуманистическое содержание черного юмора как авангардистского явления и определяется роль черного юмора в сюжете произведений, содержащих аллюзии на арест, больницы и быт советских детей. Высказывается предположение, что темы и предметы черного юмора у Хармса были призваны усилить гуманистическое содержание его произведений. Важной категорией черного юмора Хармса является «чистота» как своего рода «гармоничный» миропорядок, на реальном уровне представляющий собой землю, как «пространство, наполненное безумием и страхом»; на художественном уровне — как чистота творческого разума, создающего круговую композиционную структуру, использующего приемы смыслового сдвига и прерывания повествования. Иначе говоря, «чистота» у Хармса олицетворяет реальный мир и принадлежит к реальному миру. Творчество Хармса вызывает читательский и исследовательский интерес прежде всего абсурдизмом, определяющим его черный юмор, в основе которого требование гуманизации жизни и твердая вера в Бога. Хармс считал, что религия «аморфная, лишенная контуров», но должна иметь выраженную форму, без которой утрачивается существо религиозности, даже поддержанное самым надежным авторитетом и твердой догматикой. Таким образом, откровенно бесчеловечные элементы, которые дают ложное представление об авторе, не выражают существа его мировоззрения, но являются отражением окружающей бессмысленной реальности. Хармс ответил на зло и абсурдность жизни черным юмором.

Ключевые слова

Даниил Хармс, черный юмор, абсурд, реальность, гуманность. 

Список литературы

1 Бахтин М. М. Собр. соч.: в 7 т. М.: Русские словари, 2008. Т. 4 (1): Франсуа Рабле в истории реализма (1940 г.); Материалы к книге о Рабле (1930–1950-е гг.).
1119 c.

2 Борисов С. Б. Эстетика «черного юмора» в российской традиции // Из истории русской эстетической мысли: межвузовский сборник научных трудов // D-harms.ru. URL: http://www.d-harms.ru/library/estetika-chernogo-umora-v-rossiyskoy-traditsii.html (дата обращения: 01.05.2020). 

3 Герасимова А. Г. Проблема смешного в творчестве обэриутов: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1988. 26 c. 

4 Кобринский А. А. Даниил Хармс. М.: Молодая гвардия, 2008. 501 c.

5 Козлова С., Куляпин А. Отцы и дети в мире «Черного юмора»: Д. Хармс и О. Григорьев // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. 2008. № 9. C. 92–109.

6 Липавский Л., Введенский А., Друскин Я. и др. «…Сборище друзей, оставленных судьбою»: «Чинари» в текстах, док. и исслед.: в 2 т. М.: Ладомир, 2000. Т. 1. 846 c.; Т. 2. 749 c. 

7 Мейлах М. Б. Поэзия и миф. Избранные статьи. М.: Издат. дом ЯСК, 2018. 1056 с.

8 Мейлах М. Б. Путь подражания Хармсу неплодотворен // «Коммерсантъ». URL: https://www.kommersant.ru/doc/639417 (дата обращения: 05.06.2020).

9 Николюкин А. Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: НПК «Интелвак», 2001. 1596 с.

10 Токарев Д. В. Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюэля Беккета. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 333 c.

11 Федоров Г. А. Московский мир Достоевского. Из истории русской художественной культуры XX века. М.: Языки славянской культуры, 2004. 464 c. 

12 Хармс Д. И. Полн. собр. соч.: [в 4  т.] СПб.: Академический проект, 2001. Т. 4: Неизданный Хармс. Дополнения к т. 1–3: Трактаты и статьи. Письма.. 319 с.

13 Хармс Д. И. Полн. собр. соч.: [в 4 т.] СПб.: Академический проект, 1997. Т. 3: Произведения для детей. 351 c. 

14 Хе Хифан, Тан Гуангхуи. «Хеисе еумо» де шенмеи хинли йижи хинтан // Бинжоу шижуан хуебао. 2003. № 3. C. 42–45.

15 Щепенко М. Г. Ложь под личиной правды: о теории народно-смеховой культуры М. М. Бахтина // Москва. 2010. № 3. С. 179–192.

16 Эпушитан М. Ханг Йингю Пер. Ксианфенг жуыи ю цонгйиао // Елуози веныи. 2019. № 1. C. 4–14. 

17 Ямпольский М. Беспамятство как исток (Читая Хармса). М.: Новое литературное обозрение, 1998. 379 c.

18 Cornwell N. Daniil Kharms and the poetics of the absurd: essays and materials. London: Palgrave macmillan, 1991. 282 p.

19 Gibian G. Russia’s lost literature of the absurd, a literary discovery: selected works of Daniil Kharms and Alexander Vvedensky. Cornell, 1971, 208 p. // Publication of the Association of College and Research Libraries. 1972. Vol. 8, № 11. P. 1458.

20 Harms D. Blue Notebook: Selected stories. St. Petersburg: КАРО, 2009. 104 p.

21 Jakovljevic B. Daniil Kharms: Writing and the event. Evanston: Northwestern university press, 2009. 298 p. 

22 Shipley T. J. Dictionary of World Literature — Criticism, Forms, Technique. N.Y.: Philosophical library, 1953. 453 p. 

PDF-файл

Скачать