Название статьи |
ПОЭЗИЯ ФАКТА В «СКАЗАНИИ И ПОВЕСТИ… КАК ИЗБАВИЛ БОГ ОТ ЗЛАГО И ЛЮТАГО ОТ ЕРЕТИКА ОТ ГРИШКИ ОТРЕПЬЕВА» ИЗ РУКОПИСНОГО СБОРНИКА СОБРАНИЯ Т. Ф. БОЛЬШАКОВА |
Автор/ы |
О. А. Туфанова |
Сведения об авторе/авторах |
Ольга Александровна Туфанова — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2023 |
Номер журнала |
Т. 69 |
Страницы |
С. 300–311 |
Дата поступления статьи |
29.06.2023 |
Дата одобрения рецензентами |
15.07.2023 |
Дата публикации |
25.09.2023 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-69-300-311 |
Индекс УДК |
821.161.1.0 |
Индекс ББК |
83.3(2Рос=Рус)4 |
Аннотация |
В статье анализируется фрагмент «Сказания и повести… как избавил Бог от злаго и лютаго от еретика от Гришки Отрепьева» из рукописного повествовательного сборника собрания Т. Ф. Большакова. Распространенная редакция этого памятника была известна уже Н. М. Карамзину и опубликована в «Чтениях в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских», краткая редакция, автором которой был предположительно дьяк Василий Суков, напечатана в 13-м томе Русской исторической библиотеки. В рукописном сборнике исследуемый текст представляет собой недописанный фрагмент и охватывает события с 1584 по 1603 г. Основное внимание уделено деяниям Бориса Годунова. Специфика представления исторического материала в «Сказании…» свидетельствует о тяготении автора к стилистике летописных погодных записей. Отсутствие трансцендентных объяснений причин происходящего в мире людей, лаконизм в представлении событий, документальная протокольность, минимальное использование изобразительно-выразительных средств свидетельствуют о том, что автор сознательно отказался от традиционных для русской средневековой словесности художественных приемов, поставив во главу поэзию факта. Многие современники событий Смуты, декларируя принцип правдоподобия, стремились вписывать современные им события в контекст мировой истории традиционными литературными способами. В этом тексте мы имеем дело с иными принципами создания исторического повествования, когда факты говорят сами за себя, а их подбор (за отсутствием комментария) косвенно указывает на авторскую оценку какого-либо события или периода в истории страны. Возможно, нестандартное представление исторических событий и лиц и стало одной из причин, почему текст не был дописан в рассматриваемом сборнике. |
Ключевые слова |
сказание, Борис Годунов, голод 1601–1603 гг., документальность, фактографичность, погодная запись. |
Список литературы |
Исследования 1 Белов Н. В. Кто написал «Сказание о Гришке Отрепьеве»? // К 100-летию со дня рождения. Сигурт Оттович Шмидт. Педагог. Ученый. Просветитель. [Сб. ст. по материалам Международной научной конференции. Москва, 15–16 апреля 2022 г.) ]. М.: РГГУ, 2023. С. 170–174. (Шмидтовские чтения. Вып. 1) 2 Демин А. С. Материалы по литературоведческой кодикологии (о девяти сборниках XI–XVII вв.) // Герменевтика древнерусской литературы. М.: ИМЛИ РАН, 2020. Сб. 19 / гл. ред. О. А. Туфанова, отв. ред. Е. А. Андреева. С. 5–65. DOI: 10.22455/978-5-9208-0610-9-5-65 3 Еремин И. П. Лекции по древней русской литературе. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 208 с. 4 Каравашкин А. В. Иван Грозный и Андрей Курбский: конфликт интерпретаций // Studia Litterarum. 2020. Т. 5, № 1. С. 148–161. DOI: 10.22455/2500-4247-2020-5-1-148-161 5 Каравашкин А. В. Литературный обычай Древней Руси (XI–XVII вв.). 2-е изд., доп. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. 720 с. 6 Кушева Е. Н. Из истории публицистики Смутного времени. Саратов: Правление Саратовского гос. ун-та, 1926. 97 с. 7 Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века как исторический источник. СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1888. 372 с. 8 Туфанова О. А. Древнерусская литература о Смутном времени как художественный феномен. М.: ИМЛИ РАН, 2019. 576 с. DOI: 10.22455/978-5-9208-0605-5 9 Туфанова О. А. Изображение голода 1601–1603 гг. в русских и иностранных источниках о Смутном времени // Вестник славянских культур. 2012. № 2 (XXIV). С. 77–83. Источники 10 Временник Ивана Тимофеева / подгот. к печати, пер. и коммент. О. А. Державиной; под ред. члена-корреспондента АН СССР В. П. Адриановой-Перетц. Репринтное воспроизведение издания 1951 года. СПб.: Наука, 2004. 509 с. 11 Георгиевский Г. П. Рукописи Т. Ф. Большакова, хранящиеся в Императорском московском и Румянцевском музее. Пг.: Тип. Имп. Акад. наук, 1915. 455 с. 12 Из хронографа 1617 года // Памятники литературы Древней Руси: Конец XVI – начало XVII веков / вступ. ст. Д. Лихачева; сост. и общ. ред. Л. Дмитриева и Д. Лихачева. М.: Худож. лит., 1987. С. 318–357. 13 Памятники древней русской письменности, относящиеся к Смутному времени. СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1891. 982 стб. (Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комиссиею. Т. XIII.) 14 «Сказание и повесть… как избавил Бог от злаго и лютаго от еретика от Гришки Отрепьева» // ОР РГБ. Ф. 37. Собрание рукописных книг Т. Ф. Большакова. № 256. Л. 185 – 188 об. 15 Солодкин Я. Г. Суков Василий Нелюбов Семенов // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. Вып. 3 (XVII в.), ч. 3: П – С. С. 511–514. 16 Такъ называемое Иное сказание // Памятники древней русской письменности, относящиеся к Смутному времени. СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1891. Стб. 1–144. (Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комиссиею. Т. XIII.) 17 Хворостинин И. А. Словеса дней, и царей, и святителей московских // Памятники литературы Древней Руси: Конец XVI – начало XVII веков / вступ. ст. Д. Лихачева; сост. и общ. ред. Л. Дмитриева и Д. Лихачева. М.: Худож. лит., 1987. С. 428–463. |