Название статьи |
ПУБЛИЧНОЕ ИСКУССТВО КАК ФОРМА ВИЗУАЛЬНОЙ СУБЛИМАЦИИ ВЛАСТИ |
Автор/ы |
М. Э. Вильчинская-Бутенко |
Сведения об авторе/авторах |
Марина Эдуардовна Вильчинская-Бутенко — кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, ул. Большая Морская, д. 18, 191186 г. Санкт-Петербург, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8874-4527. E-mail: marina.gutd@gmail.com |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2021 |
Номер журнала |
Т. 59 |
Страницы |
С. 330–342 |
Дата поступления статьи |
13.04.2020 |
Дата публикации |
28.03.2021 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-59-330-342 |
Индекс УДК |
7.036.1 |
Индекс ББК |
85.7 |
Аннотация |
В качестве объекта исследования было выбрано публичное искусство СССР и Мексики периода 1920 – начала 1950-х гг. Обе державы видели в публичном искусстве, особенно во фресках, наиболее прямой и подходящий способ выражения новой революционной системы ценностей, считая их идеальным средством для создания метаистории. Заданные хронологические рамки объясняются исторически обусловленными изменениями в политической структуре обеих стран, повлекших трансформацию понимания художественного производства. Выявлены взаимосвязи между социально-политической трансформацией образов в мексиканском мурализме и советском соцреализме 1920–1950-х гг. (до периода советского модернизма), между системой образов и их влиянием на зрителя; определены стилистические сходства и различия между обоими художественными течениями. Сходство в отношениях искусства и власти в Мексике и СССР проявилось в переопределении структур власти; переосмыслении концепции нации и истории; создании прошлого и руководстве им для построения будущего; неприятии современных на тот момент направлений в искусстве и повороте к дидактическому искусству, которое использовалось для воспитания людей и передачи идеалов нового государства; художественной легитимации нового политического порядка и создании публичного искусства через обращение к комплексу верований, чувств, универсальных образов и фетишей, которые должны почитаться и превращаться в национальные культы. |
Ключевые слова |
публичное искусство, социалистический реализм, мексиканский мурализм, фреска, мозаика, монументальное искусство СССР. |
Список литературы |
1 Арватов Б. Искусство и производство: сб. ст. М.: Пролеткульт, 1926. 132 с. 2 Гришин В. А. Мексиканский мурализм. Открытия и драмы Х. К. Ороско // Вестник славянских культур. 2015. № 4 (38). C. 215–223. 3 Жадова Л. А. Монументальная живопись Мексики. М.: Искусство, 1956. 236 с. 4 Кудрявцева И. В., Галеева Т. А. Диего Ривера в диалоге двух революционных культур // Вестник ТГУ. Культурология и искусствоведение. 2018. № 30. C. 81–94. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/diego-rivera-v-dialoge-dvuh-revolyutsionnyh-kultur (дата обращения: 08.04.2020). 5 Метро Павла Корина. Искусство в столичной подземке // Музеи по соседству. URL: http://small_museums_near.tilda.ws/metro_pavla_korina (дата обращения: 10.04.2020). 6 Руцинская И. И. Визуализируя симулякры: съезды сталинской эпохи в зеркале советской живописи // Вестник славянских культур. 2020. Т. 55. С. 258–271. 7 Шаталова О. Метафизика формы // Альманах штаба № 1. 18.11.2016. С. 100–122. URL: https://sovietmosaicsinukraine.org/media/uploads/text/Regain_ the_Future_FIN_with_ISBN__100-125.pdf (дата обращения: 10.04.2020). 8 Шелешнева Н. А. Искусство, рожденное революцией (монументальная живопись Х. К. Ороско, Д. Риверы, Д. А. Сикейроса) // Культура Мексики: сб. / отв. ред. В. А. Кузьмищев. М.: Наука, 1980. С. 155–184. 9 Manifiesto del Sindicato de Obreros Técnicos, Pintores y Escultore (Firmado por David Alfaro Siqueiros, Xavier Guerrero, Fermín Revueltas, Diego Rivera, José Clemente Orozco, Carlos Mérida) // Artemex.wordpress.com. URL: https://artemex.files.wordpress.com/2010/12/lectura-4-manifiesto-del-sindicato-de-pintores-y-escultores.pdf (дата обращения: 10.04.2020). |
PDF-файл |