Название статьи |
ОБРАЗ ВЛАСТИ В ТРАГЕДИИ НА СЮЖЕТ СЛАВЯНСКОЙ ИСТОРИИ «ВЕНЦЕСЛАВ» (1647) Ж. ДЕ РОТРУ |
Автор/ы |
Симонова Л.А. |
Сведения об авторе/авторах |
Лариса Алексеевна Симонова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Библиотека-читальня им. А.С. Пушкина, ул. Спартаковская, д. 9, 105066 г. Москва, Россия. |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2024 |
Номер журнала |
Т. 73 |
Страницы |
С. 222–238 |
Дата поступления статьи |
12.11.2023 |
Дата одобрения рецензентами |
02.07.2024 |
Дата публикации |
25.09.2024 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-73-222-238 |
Индекс УДК |
82‑12 |
Индекс ББК |
83.3 (4Фра) |
Аннотация |
Характер позднего творчества Ж. Ротру определяется на примере трагедии «Венцеслав». Пьеса анализируется в контексте классицистической поэтики с учетом эволюции драматического письма Ротру и идейной полемикой с театром Корнеля 40‑х гг., влияние которого во многом инициировало преодоление зависимости Ротру от мифологических моделей, обусловленной особенно заметной в ранних трагедиях преемственной связью с античной и гуманистической драмой, и выдвижение на первый план политической проблематики. Именно специфика раскрытия образа власти ярче всего показывает оригинальность мышления Ротру. В анализе образа власти автор статьи исходит из наблюдения за особенностью разворачивания дискурсивно-риторической структуры пьесы, а также смысловой подвижностью связанных с проявлением власти знаков и образов. Множественность и активное взаимодействие значений, организующих высказывания главных действующих лиц и определяющих их в политическом, ролевом и одновременно личном, родственном, задает противоречивость, подвижность, неопределенность их характеров и взаимоотношений. Необходимость официального осуществления наряду с правом на личное, значимость государственного интереса наряду с актуализацией индивидуального — такая ценностно-смысловая неоднозначность наблюдается на всем протяжении драматического действия, не исключая и финал. Ротру удалось глубоко связать авторитетность института власти и уязвимость, «неидеальность» частного, показать то неизбежное присутствие человеческого, которое любому абсолютному смыслу придает сомнительную относительность. |
Ключевые слова |
трагедия, политическая власть, история, Польша, драматический конфликт, государственный интерес. |
Список литературы |
Исследования Baby H. Le monologue dans le théâtre sérieux de Rotrou. L’exemple d’ “Antigone”, “Le Véritable Saint Genest’ et ‘Venceslas” // Loxias. 2007. № 19. P. 1–30. Béthery M. Commentaire // Rotrou J. Théâtre complet. Paris: Société des Français Modernes, 1998. P. 203–219. Béthery M. ‘Venceslas” revu par Marmontel: un aspect de la réception de Rotrou au XVIII-e siècle // Littératures classiques. 2007. № 2. P. 271–267. Birkemeier S. Jean Rotrou adaptateur de la comedia espagnol. Amsterdam: Universiteit van Amsterdam, 2007. 301 p. Cornic S. Dramaturgie baroque et problématiques du pouvoir monarchique: la Pologne du “Venceslas” de Rotrou // La France et la Pologne: Histoire, mythe, représentations. Lyon: Presses universitaires de Lyon, 2000. P. 167–180. Gutierrez-Laffond A. Deux motif de prédilection du théâtre pré-classique, la nuit et la prison, dans ‘Antigone’, “Le Véritable Saint Genest” et ‘Venceslas’ de Rotrou // Méthode. 2007. № 13. P. 131–144. Lancaster H.C. The ultimate source of Rotrou’s “Venceslas” and Rojas Zorillas’s “No hay ser padre siendo rey” // Modern Philology. 1917. № 15. P. 115–120. Lavocat F. Avant-Propos // La France et la Pologne: Histoire, mythe, représentations. Lyon: Presses universitaires de Lyon, 2000. P. 3–11. Leiner W. “Venceslas” ou le triomphe de la royauté // French Review. 1969. № 2. P. 249–258. 10 Mazouer Ch. La pensée religieuse dans ‘Antigone’, ‘Le Véritable Saint Genest’ et ‘Venceslas’ de Rotrou // Théâtre et christianisme. Études sur l’ancien théâtre français. Paris: Honoré Champion, 2015. P. 424–436. 11 Mortgat-Longuet E. Images de Rotrou dans l’historiographie du théâtre français (1674–1750) // Littératures classiques. 2007. № 2. P. 207–221. 12 Rosset F. Balade au pays d’Ubu // La France et la Pologne: Histoire, mythe, représentations. Lyon: Presses universitaires de Lyon, 2000. P. 13‑29. 13 Rosset F. ‘Le Venceslas’ de Rotrou au milieu du grand siècle // L’Arbre de Cracovie. Le mythe polonais dans la littérature française. Paris: Imago, 1996. P. 118–122. 14 Rotrou J. de. OEuvres. Genève: Slatkine, 1967. T. 4. 318 р. 15 Sakharoff M. Le héros, sa liberté et son efficacité. De Garnier à Rotrou. Paris: Nizet, 1967. 204 p. 16 Teulade A. Inventivité générique et réception de la comedia espagnole dans ‘Bélisaire’ (1644) et ‘Venceslas’ (1648) de Rotrou // Littératures classiques. 2007. № 2. P. 107–116. 17 Thouret Cl. Le monologue dans le théâtre de Rotrou: une convention baroque, entre ornement et dramaturgie de la pensée // Littératures classiques. 2007. № 2. P. 207‑221. 18 Treilhou-Balaudé C. Rotrou poète de la scène: le masque et le visage des rois // Littératures classiques. 2007. № 2. P. 223–236. 19 Vuillemin J.‑Cl. Jean de Rotrou: du bon usage du théâtre. 2021 // Penn State Libraries Open Publishing. URL: https://openpublishing.psu.edu/rotrou/node/663 (дата обращения: 12.11.2023). |
PDF-файл |