Название статьи

ОБРАЗ ВЛАСТИ В ТРАГЕДИИ НА СЮЖЕТ СЛАВЯНСКОЙ ИСТОРИИ «ВЕНЦЕСЛАВ» (1647) Ж. ДЕ РОТРУ

Автор/ы

Симонова Л.А.

Сведения об авторе/авторах

Лариса Алексеевна Симонова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Библиотека-читальня им. А.С. Пушкина, ул. Спартаковская, д. 9, 105066 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000‑0001‑7019‑0215
E-mail: mouette37@yandex.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2024

Номер журнала

Т. 73

Страницы

С. 222–238

Дата поступления статьи

12.11.2023

Дата одобрения рецензентами

02.07.2024

Дата публикации

25.09.2024

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-73-222-238

Индекс УДК

82‑12

Индекс ББК

83.3 (4Фра)

Аннотация

Характер позднего творчества Ж. Ротру определяется на примере трагедии «Венцеслав». Пьеса анализируется в контексте классицистической поэтики с учетом эволюции драматического письма Ротру и идейной полемикой с театром Корнеля 40‑х гг., влияние которого во многом инициировало преодоление зависимости Ротру от мифологических моделей, обусловленной особенно заметной в ранних трагедиях преемственной связью с античной и гуманистической драмой, и выдвижение на первый план политической проблематики. Именно специфика раскрытия образа власти ярче всего показывает оригинальность мышления Ротру. В анализе образа власти автор статьи исходит из наблюдения за особенностью разворачивания дискурсивно-риторической структуры пьесы, а также смысловой подвижностью связанных с проявлением власти знаков и образов. Множественность и активное взаимодействие значений, организующих высказывания главных действующих лиц и определяющих их в политическом, ролевом и одновременно личном, родственном, задает противоречивость, подвижность, неопределенность их характеров и взаимоотношений. Необходимость официального осуществления наряду с правом на личное, значимость государственного интереса наряду с актуализацией индивидуального — такая ценностно-смысловая неоднозначность наблюдается на всем протяжении драматического действия, не исключая и финал. Ротру удалось глубоко связать авторитетность института власти и уязвимость, «неидеальность» частного, показать то неизбежное присутствие человеческого, которое любому абсолютному смыслу придает сомнительную относительность.

Ключевые слова

трагедия, политическая власть, история, Польша, драматический конфликт, государственный интерес.

Список литературы

Исследования 

Baby H. Le monologue dans le théâtre sérieux de Rotrou. L’exemple d’ “Antigone”, “Le Véritable Saint Genest’ et ‘Venceslas” // Loxias. 2007. № 19. P. 1–30. 

Béthery M. Commentaire // Rotrou J. Théâtre complet. Paris: Société des Français Modernes, 1998. P. 203–219. 

Béthery M. ‘Venceslas” revu par Marmontel: un aspect de la réception de Rotrou au XVIII-e siècle // Littératures classiques. 2007. № 2. P. 271–267. 

Birkemeier S. Jean Rotrou adaptateur de la comedia espagnol. Amsterdam: Universiteit van Amsterdam, 2007. 301 p. 

Cornic S. Dramaturgie baroque et problématiques du pouvoir monarchique: la Pologne du “Venceslas” de Rotrou // La France et la Pologne: Histoire, mythe, représentations. Lyon: Presses universitaires de Lyon, 2000. P. 167–180. 

Gutierrez-Laffond A. Deux motif de prédilection du théâtre pré-classique, la nuit et la prison, dans ‘Antigone’, “Le Véritable Saint Genest” et ‘Venceslas’ de Rotrou // Méthode. 2007. № 13. P. 131–144. 

Lancaster H.C. The ultimate source of Rotrou’s “Venceslas” and Rojas Zorillas’s “No hay ser padre siendo rey” // Modern Philology. 1917. № 15. P. 115–120. 

Lavocat F. Avant-Propos // La France et la Pologne: Histoire, mythe, représentations. Lyon: Presses universitaires de Lyon, 2000. P. 3–11. 

Leiner W. “Venceslas” ou le triomphe de la royauté // French Review. 1969. № 2. P. 249–258.

10 Mazouer Ch. La pensée religieuse dans ‘Antigone’, ‘Le Véritable Saint Genest’ et ‘Venceslas’ de Rotrou // Théâtre et christianisme. Études sur l’ancien théâtre français. Paris: Honoré Champion, 2015. P. 424–436. 

11 Mortgat-Longuet E. Images de Rotrou dans l’historiographie du théâtre français (1674–1750) // Littératures classiques. 2007. № 2. P. 207–221. 

12 Rosset F. Balade au pays d’Ubu // La France et la Pologne: Histoire, mythe, représentations. Lyon: Presses universitaires de Lyon, 2000. P. 13‑29. 

13 Rosset F. ‘Le Venceslas’ de Rotrou au milieu du grand siècle // L’Arbre de Cracovie. Le mythe polonais dans la littérature française. Paris: Imago, 1996. P. 118–122. 

14 Rotrou J. de. OEuvres. Genève: Slatkine, 1967. T. 4. 318 р. 

15 Sakharoff M. Le héros, sa liberté et son efficacité. De Garnier à Rotrou. Paris: Nizet, 1967. 204 p. 

16 Teulade A. Inventivité générique et réception de la comedia espagnole dans ‘Bélisaire’ (1644) et ‘Venceslas’ (1648) de Rotrou // Littératures classiques. 2007. № 2. P. 107–116. 

17 Thouret Cl. Le monologue dans le théâtre de Rotrou: une convention baroque, entre ornement et dramaturgie de la pensée // Littératures classiques. 2007. № 2. P. 207‑221. 

18 Treilhou-Balaudé C. Rotrou poète de la scène: le masque et le visage des rois // Littératures classiques. 2007. № 2. P. 223–236. 

19 Vuillemin J.‑Cl. Jean de Rotrou: du bon usage du théâtre. 2021 // Penn State Libraries Open Publishing. URL: https://openpublishing.psu.edu/rotrou/node/663 (дата обращения: 12.11.2023).  

PDF-файл

Скачать