Название статьи |
ВОСПРИЯТИЕ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ ПЕРИОДА ПОЗДНЕГО СССР |
Автор/ы |
В. Ю. Лебедев А. М. Прилуцкий |
Сведения об авторе/авторах |
Владимир Юрьевич Лебедев — доктор философских наук, доцент, Институт педагогического образования и социальных технологий, Тверской государственный университет, ул. Желябова, д. 33, 170100 г. Тверь, Россия. Александр Михайлович Прилуцкий — доктор философских наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, ул. Казанская, д. 6, 191186 г. Санкт-Петербург, Россия. |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2023 |
Номер журнала |
Т. 67 |
Страницы |
С. 8–20 |
Дата поступления статьи |
18.10.2021 |
Дата одобрения рецензентами |
19.10.2021 |
Дата публикации |
28.03.2023 |
Индекс DOI: |
https:/doi.org/10.37816/2073-9567-2023-67-8-20 |
Индекс УДК |
257 |
Индекс ББК |
86/2 |
Аннотация |
Статья посвящена изучению мифолого-идеологического позднесоветского дискурса о православных семинариях и академиях. Формирование этого дискурса происходило в условиях отчуждения значительной части советской интеллигенции от религии, причем это относится как к интеллигенции гуманитарной, так и к технической. Источниками формирования соответствующих мифологизированных идеологем являются атеистические пропагандистские материалы, часто представляющие религию и церковь в карикатурном, вульгаризированном виде; рассказы старшего поколения, зачастую достаточно невежественного в религиозных вопросах; случайная информация и т. д. Наряду с советской интеллигенцией влиянию этих мифологем были подвержены представители духовенства и низших клириков. Прежде всего, это относится к клирикам, приступивших к служению в годы перестройки. Многие из них пришли в церковь из секулярной, иногда атеистической среды, поэтому не имели семейных церковных традиций и были во многом носителями позднесоветской культуры повседневности. В дискурсе фиксируется мифологическая идеализация духовного образования, с акцентом на углубленном изучении классических и современных языков; преемственности с дореволюционными школами; большом конкурсе абитуриентов. Наряду с идеализацией духовного образования в дискурсе фиксируется и другая крайность, во многом восходящая к советской атеистической пропаганде, изображавшей церковь как оплот невежества и мракобесия. Отрицательные суждения также демонстрируют значительный диапазон, как в жесткости критики, так и в ее соотнесении с реальностью (от реальных моментов жизни церковных школ до мифологических фантазий). Также эти суждения различаются по степени временной актуальности и глобальности обобщений, демонстрируя разную степень знакомства с подлинным положением дел. |
Ключевые слова |
Семинария, духовное образование, духовенство, мифология, культура повседневности. |
Список литературы |
1 Алейников В.Н. Религиозная политика советского государства и ее влияние на церковную жизнь Ставрополья в 1953–1964 гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Владикавказ, 2013. 23 с. 2 Александрова-Чукова Л.К., Галкин А.К. «От первого лица»: богословско-пастырские курсы в Ленинграде в дневниках, резолюциях и письмах митрополита Григория (к двум 75-летним юбилеям открытия духовных школ: 22 ноября 1945 г. и 14 октября 1946 г.) // Христианское чтение. 2021. № 3. С. 68–89. 3 Бурдье П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования. М.: Просвещение, 2007. 265 с. 4 Катаев А.М. Духовные школы Русской Православной Церкви в 1943–1949 гг. // Вестник церковной истории. 2006. № 1. С. 177–190. 5 История Московской духовной академии // Сайт Московской духовной академии Русской Православной Церкви. URL: https://mpda.ru/history-of-academy (дата обращения: 20.08.2021). 6 Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М. «Зоино стояние» — семиотика мифологического нарратива // Вестник славянских культур. 2020. Т. 55. С. 8–20. 7 Марченко А.Н. Хрущевская церковная реформа и ее влияние на внутрицерковную жизнь по материалам Уральского региона (1958–1964 гг.): автореф. дис. ... д-ра историч. н. М., 2008. 65 с. 8 Попова О.Д. Мемуары семинаристов как отражение дискуссий о проблемах духовной школы второй половины XIX – начала ХХ вв. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. 2016. № 2. С. 57–72. 9 Прилуцкий А.М., Лебедев В.Ю. Современное движение непоминающих священников: опыт семиотическо-религиоведческого анализа // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. № 88. С. 103–120. 10 Светозарский А.К. Возвращение Московской духовной академии в стены Троице-Сергиевой лавры в 1948 году // Сретенский сб. Научные труды преподавателей СДС. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. № 2. С. 596–625. 11 Сухова Н.Ю. Духовная школа при безбожной власти: компромисс или свидетельство (возрождение духовной школы в России в 1940–1950-х гг.) // VI Валаамские образовательные чтения. Мат. конф. к столетию революции в России. М.: Перо, 2018. С. 118–128. 12 Тупикин Р.В. Религиозное воспитание и образование в СССР // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2020. № 4 (9). С. 55–70. 13 Ульяновский А.В. Пролегомены социальной мифологии // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006. № 21-1. Т. 7. С. 137–150. 14 Федорчук А.Н. Волынская духовная семинария в советское время: хрущевские гонения и прекращение работы // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2020. № 94. С. 74–94. 15 Фирсов С.Л. Апостасия. «Атеист Александр Осипов» и эпоха хрущевских гонений на Русскую Православную Церковь. СПб.: Сатисъ. Держава, 2004. 287 с. 16 Христофорова О.Б. Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России. М.: ОГИ, 2010. 432 c. 17 Цыремпилова И.С. История Иркутской епархии в трудах современных исследователей // Власть. 2019. Т. 27. № 5. С. 242–248. 18 Якунин В.Н. Куйбышевская епархия в 1937–1940 годах // Приграничный регион в историческом развитии: партнерство и сотрудничество. Мат. междунар. научн.-практич. конф., посвящ. 80-летию Победы советских и монгольских войск на реке Халхин-Гол. Чита: Забайкальский университет, 2019. С. 93–96. |
PDF-файл |