Название статьи |
ПОЗЕМ В НЕВЬЯНСКОЙ ИКОНЕ КАК АТРИБУЦИОННЫЙ ПРИЗНАК |
Автор/ы |
А. Л. Чвала |
Сведения об авторе/авторах |
Александр Леонидович Чвала — директор, Научно- |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2019 |
Номер журнала |
Т. 54 |
Страницы |
С. 276–291 |
Дата поступления статьи |
25.01.2018 |
Дата публикации |
28.12.2019 |
Индекс УДК |
7.03 |
Индекс ББК |
85.147(2) |
Аннотация |
Важным атрибуционным признаком невьянского письма служит изображение позема, которое претерпевает значительные изменения на протяжении двух столетий. В статье прослежены эти изменения преимущественно на примере одной иконографии «Распятие Христово, с предстоящими». Уже в ранних произведениях первой половины – середины XVIII в. мы видим изображение холмистого позема с растяжкой сине-зеленых тонов с активной разбелкой посередине и затемнением к верху холмика. Из растительности часто изображаются «костровидные» кустики, пришедшие, на наш взгляд, в невьянскую иконопись из древней новгородско-псковской иконописи через строгановские письма и творчество мастеров Русского Севера. В последней четверти XVIII в. в эпоху расцвета «поморского» направления мастера Невьянска часто изображают алые розы на холмистом поземе с растяжкой сине-зеленых тонов, что, на наш взгляд, связано с костромской иконописью круга Гурия Никитина и, в пределе, западноевропейской печатной графикой. На рубеже XVIII–XIX вв. в невьянской иконописи происходит смена стиля, что сказалось также и в изображении позема. Холмики с цветочками в иконах «романовского» направления сменяются разноцветными горками с использованием охристо-зеленых, белых и сине-голубых цветов. Во второй половине XIX – начале XX в. у невьянских мастеров наблюдается стремление к реалистичности в изображении позема. |
Ключевые слова |
иконопись Нового времени, невьянская икона, изображение позема, атрибуция иконописи. |
Список литературы |
1 Алехина Л., Зотова Е., Комашко Н. Искусство Поморья XVIII–XIX. Художественные центры старообрядчества // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2011. № 6 (87). С. 4–29. 2 Баешко Л. С., Гордиенко А. Н., Гордиенко А. Н. Энциклопедия символов / под ред. О. В. Перзашкевича. М.; Смоленск, Эксмо, Новое слово, 2007. 302 с. 3 Байдин В. И. Старообрядческие иконописцы на горных заводах Урала начала – середины XVIII в.: материалы к словарю // Невьянская икона начала – середины XVIII века. Екатеринбург: Изд-во МНИ, 2014. С. 182–208. 4 Бусева-Давыдова И. Л. О датировке и атрибуции произведений иконописи по второстепенным деталям изображения // Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства. VII науч. конф. 25–27 ноября 2002. М.: Магнум Арс, 2004. С. 29–32. 5 Бусева-Давыдова И. Л. О роли деталей иконографии при экспертизе и атрибуции произведений иконописи // Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства. IX науч. конф. 26–28 ноября 2003. М.: Магнум Арс, 2005. С. 21–33. 6 Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусства в эпоху перемен. Россия семнадцатого столетия. М.: Индрик, 2008. 283 с. 7 Государственный Исторический Музей. Альбом. М.: Интербук-бизнес, 2006. 605 с. 8 Гусакова В. О. Словарь религиозного искусства. Терминология и иконография. СПб.: Аврора, 2012. 278 с. 9 Живая вера. Ветка / сост. Г. Г. Нечаева, О. Д. Баженова. Минск: Белорусская энциклопедия им. П. Бровки, 2012. 472 с. 10 Иконы «романовских писем». Тайны и открытия забытой традиции Ярославской земли. Свод русской иконописи / авт.-сост. И. Л. Хохлова; науч. ред. И. Л. Бусева- 11 Иконы строгановских вотчин XVI–XVII веков. По материалам реставрационных работ ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря. Каталог-альбом. М.: Сканрус, 2003. 440 с., 348 ил. 12 Кирьянова С. А. Позем на иконах мастеров Оружейной палаты Московского Кремля // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2012. № 3. С. 117–133. 13 Кирьянова С. А. Композиционная роль пейзажа в русской иконе 2-й пол. XVII — 1-й трети XVIII в. // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы теории и истории христианского искусства. 2013, Вып. 2 (11). С. 107–114. 14 Комашко Н. И. Новооткрытые иконы мастеров Оружейной палаты // XI Филевские чтения. Мат. науч. конф. Тезисы доклада. М.: МАКС Пресс, 2012. С. 35–38. 15 Костромская икона XIII–XIX веков. Свод русской иконописи / сост. Каткова С. С., Комашко Н. И. М.: Гранд-Холдинг, 2004. 672с., 442 цв. ил., 17 ч/б ил. 16 Красноуфимская икона. Уральские открытия. Неизвестная Россия. Екатеринбург: Колумб, 2008. 176 с. 17 Лицевая Библия Николая Иоанна Пискатора с виршами Мардария Хоныкова: в 2 т. Ижевск: Алкид, 2016. Т. 1: Ветхий Завет. 278 с. 18 Мельникова [Кирьянова] С. А. Проблема «мотивированного» и немотивированного пейзажа в иконописи второй половины XVII – первой трети XVIII вв. // XVI научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995). Ярославль: Аверс Плюс, 2012. С. 90–100. 19 Музей «Невьянская икона». Екатеринбург: Студия Графо, 2005. 192 с. 20 Невьянского письма благая весть. Невьянская икона в церковных и частных собрания / вступит. статья И. Л. Бусевой-Давыдовой. Екатеринбург: ОМТА, 2009. 309 с. 21 Невьянская икона начала – середины XVIII века / авт.-сост. Е. В. Ройзман, М. В. Ратковский, В. И. Байдин. Екатеринбург: Изд-во МНИ, 2014. 224 с. 22 Нерадовский П. «Борис и Глеб» собр. Лихачева // Русская икона. СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1914. Сб. 1. 96 с. 23 Новые открытия русской иконописи. К 10-летию основания музея русской иконы. Каталог выставки. М.: Музей русской иконы, 2016. 256 с. 24 Писан бысть сей святый образ в невьянском заводе. Альбом-каталог частной коллекции В. В. Маслакова / ред.-сост., автор каталога и атрибуций О. И. Бызов; авторы вступит. ст. Н. А. Мерзлютина, О. С. Никольская; автор очерка по истории уральского иконописания С. А. Белобородов. Екатеринбург: Артефакт, 2011. Т. 1. 224 с. 25 Попова Н. Н. Античные и христианские символы. СПб.: Аврора, Калининград: Янтарный сказ, 2003. 63 с. 26 Родникова И. С. Псковская икона XIII–XVI веков. СПб.: Аврора, 2007. 126 с. 27 Русская икона XV–XX веков из коллекции Игоря Возякова. М.; СПб.: Ладан, 2009. 348 с. 28 Сачавец-Федорович Е. П. Ярославские стенописи и Библия Пискатора // Русское искусство XVII века. Л.: б.и., 1929. С. 85–105. 29 Симон Ушаков — царский изограф / Государственная Третьяковская галерея. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2015. 528 с. 30 Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / ред.-сост. И. А. Кочетков. М.: Индрик, 2009. 1104 с. 31 Сопова А. «Романовские письма»: старообрядчество с налетом барокко // Нескучный сад. 2013. № 5–6 (88). URL: http://www.nsad.ru/articles/romanovskie-pisma-staroobryadchestvo-s-naletom-barokko (дата обращения: 25.01.2018) 32 Тарасенко Л. П., Аносова К. А., Бойцов А. П. Иконы и произведения народного искусства XV — начала XX века из частных собраний. М.: Любимая книга, 2013. 352 с. 33 Трофимов С. В. Новые данные о происхождении и родственных связях невьянских иконописцев XVIII в. (опыт генеалогической реконструкции) // Вестник музея «Невьянская икона». 2013. Вып. IV. С. 39–49 34 Уральская икона. Живопись, резная и литая икона XIII – начала XX века. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1998. 352 с. 35 Филатов В. В. Краткий иконописный иллюстрированный словарь. М.: Просвещение, 1996. 224 с. 36 Юхименко Е. М. Старообрядчество История и культура. М.: Криница, 2016. 852 с. 37 Bruce-Mitford M. The illustrated book of sings and symbols. N.Y.; L.: DК Publishung, Inc, 1996.128 p. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|