Название статьи |
ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР СИНЕКТИЧЕСКОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ИСКУССТВЕ И ДИЗАЙНЕ |
Автор/ы |
Г. А. Бастов |
Сведения об авторе/авторах |
Геннадий Александрович Бастов — доктор технических наук, профессор, Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство.), ул. Садовническая, д. 33, 117997 г. Москва, Россия. E-mail: gbastov@yandex.ru Анна Николаевна Королева — аспирант, Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство.), ул. Садовническая, д. 33, 117997 г. Москва, Россия. E-mail: ann9103@mail.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2019 |
Номер журнала |
Т. 54 |
Страницы |
С. 341–353 |
Дата поступления статьи |
23.02.2019 |
Дата публикации |
28.12.2019 |
Индекс УДК |
745 |
Индекс ББК |
85 |
Аннотация |
В статье описана схема и принципы применения метода проектной синектики в различных сферах творческой, художественной и культурной жизни. Обозначено изменение структуры и значимости понятия образа определенного назначения, изменяющего представление о значимости и структуре современного модного костюма. Описаны представления о костюме как в первую очередь эмоциональном образе, содержащем в себе чувственные характеристики восприятия формы и его содержания. Рассмотрено понятие креативности как основной единицы при составлении чувственного художественного образа и основы восприятия формы создаваемого объекта. Составлен алгоритм творческой деятельности проектировщика, включающий в себя три уровня, отличающихся по степени перспективности и глубины творческой направленности. Синектический метод рассмотрен как основа художественного проектирования современного костюма. Обозначена важность влияния идеи на проектирование костюма, выявлены основные этапы формирования данного понятия. Рассмотрено понятие мозгового штурма как основной движущей силы при формировании концепции создания коллекции или отдельных единиц костюма. Выявлена важность применения и формирования источника вдохновения при создании образного решения. Подчеркнуто влияние психологической составляющей автора на формирование концептуального решения, отражающего его личное восприятие и отношение к структуре создаваемого объекта. Даны основные характеристики синектического метода и обозначены выводы, подтверждающие его актуальность и применимость в различных областях современного мира. |
Ключевые слова |
проектная синектика, чувственное восприятие, дизайн-объект, образно-ассоциативное проектирование, синектическое формообразование. |
Список литературы |
1 Гордон У. Синектика: развитие творческого воображения. N.Y.: Harper & Brothers, 1961. 317 с. 2 Осборн А. Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. 328 с. 3 Пикулевский В. О. Дизайн и культура. Харьков: Гуманитарный центр, 2014. 316 с. 4 Самоненко О. С. Ассоциативное проектирование в дизайне костюма: современный подход // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2011. № 2 (124). 5 Самоненко О. С. Ассоциативно-образный метод проектирования костюма: автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2012. 23 с. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|