Название статьи |
ДУХОВНАЯ МУЗЫКА В ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ФИЛЬМА |
Автор/ы |
Ю. В. Михеева |
Сведения об авторе/авторах |
Юлия Всеволодовна Михеева — доктор искусствоведения, профессор, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова, ул. Вильгельма Пика, д. 3, 129226 г. Москва, Россия. E-mail: julmikheeva@gmail.com |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2020 |
Номер журнала |
Т. 55 |
Страницы |
С. 249–257 |
Дата поступления статьи |
03.06.2019 |
Дата публикации |
28.03.2020 |
Индекс DOI: |
10.37816/2073-9567-2020-55-249-257 |
Индекс УДК |
791.43/.45 |
Индекс ББК |
85.374(2) |
Аннотация |
Начиная со второй половины 1980-х гг. в России происходит возрождение интереса к отечественному духовному наследию, выразившееся в публикациях философско-религиозной литературы, концертных исполнениях и звукозаписи шедевров русской духовной музыки, находившихся под цензурным запретом в советское время. Тема духовных поисков отразилась и в российском кинематографе конца ХХ – начала XXI вв., когда на экран вышло множество фильмов на религиозную тему, отличающихся, однако, разным художественным качеством. В то же время линия духовности в киноискусстве прослеживается и в «доперестроечном» периоде и связывается прежде всего с такими представителями авторского кинематографа, как Андрей Тарковский, Александр Сокуров, Константин Лопушанский и др. В современном российском кинематографе это направление режиссуры находит продолжение, но зачастую требует более внимательного рассмотрения, поскольку линия духовных поисков автора может скрываться внутри довольно сложных функционально-смысловых отношений звука и изображения, включаться в полисемантическую драматургическую структуру фильма, сюжет которого зачастую не имеет прямого отношения к духовно-религиозной тематике. В статье на примере нескольких фильмов рассматриваются различные способы и смыслы введения духовной музыки в драматургическую структуру современной кинокартины, а также значение технической обработки звукозаписи музыки, в том числе сознательного искажения звучания в фонограмме фильма. |
Ключевые слова |
российское духовное наследие, духовная музыка в кино, авторский кинематограф, кинодраматургия, звуковое решение фильма. |
Список литературы |
1 Дирижер: беседа митрополита Илариона и Павла Лунгина // Pravmir.ru. URL: https://www.pravmir.ru/kino-o-pokayanii-beseda-mitropolita-ilariona-i-pavla-lungina/ (дата обращения 18.05.2019). 2 Кононенко Н. Г. Андрей Тарковский. Звучащий мир фильма. М.: Прогресс-Традиция, 2011. 288 c. 3 Лопушанский К. Диалоги о кино. СПб.: Алетейя, ТО «Ступени», 2010. 192 с. 4 Поспелов П. Примитив из Оксфорда // Ведомости. 30.03.2007. URL: https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2007/03/30/primitiv-iz-oxforda (дата обращения 18.05.2019). 5 Тарковский А. Уроки режиссуры: учеб. пособие. М.: Изд-во ВИППК, 1993. 92 с. 6 Тюрин Ю. П. Погибель венценосной Руси. Экран о гибели династии Романовых. М.: Канон+, 2012. 240 с. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|