Название статьи

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА В ПРОЗЕ И.Э. БАБЕЛЯ

Автор/ы

И.В. Юзефович

Сведения об авторе/авторах

Илья Викторович Юзефович — кандидат филологических наук, доцент, кафедра филологии и лингвокультурологии, Академия им. Маймонида, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина, Садовническая ул., д. 35, с. 2, 115035 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0009-0007-4836-6924

E-mail: ilvicu@list.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2024

Номер журнала

Т. 71

Страницы

С. 199–207

Дата поступления статьи

08.05.2023

Дата одобрения рецензентами

12.12.2023

Дата публикации

25.03.2024

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-71-199-207

Индекс УДК

821.161.1

Индекс ББК

83.3(2Рос=Рус)

Аннотация

Попытки моделирования ушедшего национального мира возникают в творчестве многих авторов первой трети XX столетия как следствие краха традиционной культуры, процесса типологически схожего как для русской, так и для еврейской цивилизаций. Стремление воссоздать мир прошлого характерно и для прозы И.Э. Бабеля Описав крушение национального мира в «Конармии», И.Э. Бабель реконструирует его не только в «Одесских рассказах», но и в незаконченном цикле рассказов о детстве. Главным героем и, по совместительству, повествователем становится ребенок. Однако связь между ним и взрослым рассказчиком не столь сильна, как в автобиографической прозе большинства современников (представителей как русской, так и еврейской литератур) И.Э. Бабеля. Взрослый повествователь не стремится вырваться за пределы реальности, не грезит о побеге в дореволюционную Одессу; он, напротив, мечтает поскорее повзрослеть и обрести силу, достаточную для того, чтобы предотвратить крушение национального мира, дать отпор погромщикам, пускай и ценой собственной жизни. Идеалом в прозе И.Э. Бабеля о детстве становится не прошлое, а будущее, в котором его герой окрепнет и сможет построить новый мир, «Интернационал добрых людей».

Ключевые слова

Бабель, первая треть XX в., русско-еврейская литература, автобиографическая проза, диалог культур.

Список литературы

Исследования

1 Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995. 448 с.

2 Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 431 с.

3 Погорельская Е.И. Комментарий к рассказу И. Бабеля «История моей голубятни» // Вопросы литературы. 2013. № 5. С. 149–165.

4 Розенсон Д. Бабель: Человек и парадокс. М.: Книжники, 2015. 384 с.

5 Юзефович И.В. Национальный мир глазами ребенка (на примере романа И.С. Шмелева «Лето Господне» и рассказов Ш.Й. Агнона из цикла «В шатре дома моего») // Преподаватель 21 век. 2013. № 2. Ч. 2. С. 333–341.

6 Hetényi Z. In the Maelstrom. The History of Russian-Jewish Literature. Budapest: Central European University Press, 2008. 316 p.

Источники

7 Бабель И.Э. Сочинения: в 2 т. М.: Худож. лит., 1990. Т. 1. 480 с. Т. 2. 574 с.

8 Бабель И.Э. Собр. соч.: в 4 т. М.: Время, 2006. Т. 4. 640 с. 

9 Динур Бен-Цион. Мир, которого не стало. Воспоминания и впечатления (1884–1914). М.: Мосты культуры, 2008. 588 с.

10 Котик Е. Мои воспоминания // пер. с идиша М.А. Улановской; под ред., предисл. и прим. В.А. Дымшица;. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге; М.; Иерусалим: Мосты культуры / Гешарим, 2009. 368 с.

11 Шмелев И.С. Лето Господне. М.: Синергия, 1998. 448 с.

PDF-файл

Скачать