Название статьи |
КОНЬ-СОЛНЦЕ В СЛАВЯНСКОЙ ЯЗЫЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ |
Автор/ы |
Т. П. Морозова |
Сведения об авторе/авторах |
Татьяна Петровна Морозова — кандидат геолого-минералогических наук, доцент, Московский политехнический университет, ул. Большая Семеновская, д. 38, 107023 г. Москва, Россия. E-mail: olivin99@mail.ru |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2019 |
Номер журнала |
Т. 52 |
Страницы |
С. 53–64 |
Дата поступления статьи |
08.08.2018 |
Дата публикации |
28.06.2019 |
Индекс УДК |
008 |
Индекс ББК |
71.1+82.3 |
Аннотация |
В статье рассматриваются мифологические представления славян-язычников о солярной природе коня и его связи с миром мертвых. Эти представления отражаются в традициях календарных славянских праздников, погребальных и свадебных обрядах, а также в сказочных сюжетах. Славяне-язычники имели представление о Солнце как о я божественном коне, днем бегущим по небосводу, а вечером спускающимся в подземное царство мертвых. Поэтому кони воспринимались как проводники в загробный мир. Они считались предсказателями судьбы и жертвенными животными. На различных этапах своей суточной активности конь-солнце меняет свою масть. Утром он белый, днем — красный (рыжий), к вечеру — сивый (темно-серый). Цвета белый и красный считались сакральными, обладающими магическим воздействием. Солнце воспринималось как источник жизни, оно уничтожает и отпугивает темные силы зла, холода и смерти. Поэтому часто использовались солярные обереги на крышах домов в виде изображений конских голов, конские черепа закапывались под строящиеся здания и вешались на ограждения. Для личной защиты от негативного воздействия использовались коньки-подвески, в большом количестве найденные в местах славянских захоронений. Солярную природу коня подтверждает его приобщенность к свадебной и календарной обрядности в период солнцестояния. Под давлением христианства истинное сакральное значение обрядов стало забываться, поэтому сведения о славянской языческой мифологии весьма скудны. Для более глубокого понимания в статье делается попытка сопоставления известных славянских языческих солярных представлений с хорошо изученными религиозными солярными представлениями древнеегипетской цивилизации с учетом повторяющихся мифологических сюжетов. По представлениям древних египтян бог Солнца Ра днем проплывал на ладье по небесному Нилу, собирая в нее души умерших людей. Вечером его ладья спускалась в подземное царство мертвых, через которое протекал небесный Нил, и оставляла там собранные за день души. На основе этого сопоставления появляется возможность создать более подробную, объемную и законченную картину славянской мифологии и дать новое смысловое объяснение некоторым календарным и погребальным обрядам славян-язычников. |
Ключевые слова |
конь, солнце, календарные праздники, мир мертвых, цвет. |
Список литературы |
1 Бадж Э. А. У. Египетская книга мертвых. СПб.: Азбука-классика, 2008. 528 с. 2 Ганская О. А, Грацианская Н. Н., Токарев С. А. Западные славяне // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы, XIX – начале XX вв.: в 4 т. М.: Наука, 1973. Т. 1: Зимние праздники. С. 204–235. 3 Громова В. И. История лошадей (рода Equus) в Старом Свете // Труды ПИН АН СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1949. Т. 17. Вып. 1. С. 70–80. 4 Гульц Ю. И. Языческая мистерия славян. Посвящение светлым богам. Очерки. Воронеж: Река Времени, 2005. 126 с. 5 Державин Н. С. Славяне в древности. Культурно-исторический очерк. М.: Изд-во АН СССР: 16-я тип. треста «Полиграфкнига» 1946. 215 с. 6 Динцес Л. А. Русская глиняная игрушка. Происхождение, путь исторического развития. М; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. 109 с. 7 Киркор А. К. Следы язычества в празднествах, обрядах и песнях // Живописная Россия. М.: Тов-во М. О. Вольф, 1882. Т. 3. С. 249–276. 8 Коринфский А. А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М.: Московский рабочий, 1995. 560 с. 9 Кузьмина Е. Е. Распространение коневодства и культа коня у ираноязычных племен Средней Азии и других народов старого Света // Средняя Азия в древности и средневековье. М.: Наука, 1977. С. 28–52. 10 Лапис И. А. Новые данные о гиксосском владычестве в Египте // Вестник древней истории. 1958. № 3. С. 97–106. 11 Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. М.: АСТ, 2004. 256 с. 12 Маковецкий И. В. Архитектура русского народного жилища. Север и Верхнее Поволжье. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 338 с. 13 Миронов В. Г. Языческие жертвоприношения в Новгороде // Советская археология. 1967. № 1. С. 222–224. 14 Мюллер М. Египетская мифология. М.: Центрополиграф, 2007. 335 с. 15 Носова Г. А. Традиционные обряды русских (крестины, похороны, поминки). М.: Изд-во ИЭА РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1999. 231 с. 16 Рак И. В. Мифы Древнего Египта. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 400 с. 17 Рыбаков Б. А. Ремесло древней Руси. М.: Изд-во АН СССР, 1948. 792 с. 18 Седов В. В. Племена восточных славян, балты и эсты // Славяне и скандинавы. М.: Прогресс, 1986. С. 175–189. 19 Славянские древности. Энциклопедический словарь. М.: Международные отношения, 1999. Т. 2. С. 697. 20 Срезневский И. И. Обожествление Солнца у древних славян // Журнал Министерства народного просвещения. 1846. № 7. С. 36–60. 21 Тульцева. Л. А. Календарные праздники и обряды (по материалам ХІX–XX века) // Русские: народная культура (история и современность). М.: Изд-во ИЭА РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 2000. Т. 4. С. 128–205. 22 Успенская А. В. Нагрудные и поясные привески // Очерки по истории русской деревни X–XIII вв. М.: Советская Россия, 1967. С. 88–112. 23 Фамицын А. С. Божества древних славян. СПб.: Алетейя, 1995. 363 с. 24 Фурсова Е. Ф. Календарные обычаи и обряды восточнославянских народов в Приобье, Барабе и Кулунде: межкультурные взаимодействия и трансформация первой трети ХХ в.: автореф. … д-ра историч. наук. Новосибирск, 2004. 378 с. 25 Emery W. B. A Preliminary Report on the Excavations // Egypt Explorational Society at Buhen, 1958–59 — «Kush», Khartoum. 1960. Vol. 8. С. 7–10. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|