Название статьи |
КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА МОСКВЫ НА РУБЕЖЕ XVIII–XIX ВВ.: ДВОРЯНСКИЕ ТЕАТРЫ ГОРОДА. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ |
Автор/ы |
А. В. Белов |
Сведения об авторе/авторах |
Алексей Викторович Белов — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт российской истории Российской академии наук, ул. Дмитрия Ульянова, д. 19, 11729 г. Москва, Россия. |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2022 |
Номер журнала |
Т. 65 |
Страницы |
С. 62–70 |
Дата поступления статьи |
20.04.2021 |
Дата одобрения рецензентами |
08.07.2021 |
Дата публикации |
28.09.2022 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-65-62-70 |
Индекс УДК |
008 |
Индекс ББК |
71(2) + 85.33(2) |
Аннотация |
В статье рассматривается место и значение городских дворянских усадебных театров в культурной среде Москвы во второй половине XVIII – начале XIX столетия. Преимущественное внимание исследования обращено на рубеж двух столетий, так как на данном историческом этапе произошло окончательное укоренение до того в основном чуждой западноевропейской театральной традиции в русском городском (в первую очередь столичном) обществе, что привело к дальнейшему развитию театрального искусства как части национальной культуры России. Наряду с этим последние годы XVIII в. стали временем максимального развития усадебного театра как части городского культурного пространства Москвы. Данному обстоятельству способствовал дворянский характер «старой» столицы и плотное кольцо «подмосковных» загородных усадеб, сориентированных во всех аспектах своей на жизни на Москву. На основании переписи московских театров, проведенной в последние годы XVIII столетия, дается характеристика основных типов домашних сценических коллективов. Они делятся на ряд самостоятельных типов и отличаются друг от друга степенью открытости, основными целями существования, кругом участников и социальной составляющей их деятельности. В работе объясняются особенности и цели их функционирования, анализируется такое явлении культурной жизни Москвы тех лет, как «благородные» спектакли и «благородные» актеры. Описываются отдельные, наиболее заметные и характерные для своей типологической группы творческие коллективы, сценические площадки и служители сцены, дается оценка их работы. Отдельное внимание обращено на значение домашних городских театров и оркестров в деле развития публичного театрального искусства страны, формирования необходимых творческих кадров, появление на московской императорской сцене новых талантливых актеров, в том числе при сохранении ими зависимого крепостного статуса. Дается оценка субъективных и объективных причин затухания усадебных театров Москвы и России, их трансформации на новых «коммерческих» началах в первой половине XIX столетия. |
Ключевые слова |
культурная среда города, Москва, театр, столица, дворянский театр, усадебный театр. |
Список литературы |
1 Агеева О. Г. Императорский двор России эпохи Павла I. М.: Фонд «Связь Эпох», 2018. 456 с. 2 Бескин Э. М. История русского театра. М.; Л.: Госиздат, 1928. Ч. I. 243 с. 3 Бочаров Н. П. Статистические сведения о частных театрах в Москве в конце прошлого столетия и Большой Петровский театр // Москва и москвичи, историко-статистические очерки, исследования и заметки. М.: Тип. М. П. Щепкина, 1998. Вып. I. С. 70–98. 4 Всеволодский-Гернгросс В. Н. История русского театра: в 2 т. Л.; М.: Теа-кино-печать, 1929. Т. I. 576 с. 5 Долгоруков И. М. Повесть о рождении моем, происхождении и всей жизни, писанная мной самим. СПб.: Наука, 2005. Т. 2. 726 с. 6 Дынник Т. А. Крепостной театр. М.; Л.: Academia, 1933. 343 с. 7 Евреинов Н. Н. История Русского театра // История русского театра. М.: Экспо, 2019. С. 7–372. 8 Матвеев Н. Москва и жизнь в ней накануне нашествия 1812 года. М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1912. 254 с. 9 Мельцин М. О. Долгоруков И. М. Повесть о рождении моем. Приложения // Долгоруков И. М. Повесть о рождении моем, происхождении и всей жизни, писанная мной самим. СПб.: Наука, 2005. Т. 2. С. 514–556. 10 Милюков А. [П.] Доброе старое время. Очерки былаго. СПб.: Тип. Скарятина, 1872. 266 с. 11 Пимен (Благово Д. Д.), Орнатская Т. И. Рассказы бабушки: из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1989. 471 с. 12 Полевой Н. Мои воспоминания о русском театре и русской драматургии // Репертуар русского театра, издаваемый И. Песоцким, на 1840 год. СПб.: Тип. А. А. Плюшара, 1840. Т. I. С. 1–12. 13 Пыляев М. И. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. М.: Московский рабочий, 1990. 416 с. 14 Сахновский В. Г. Крепостной усадебный театр. Краткое введение к его типологическому изучению. Л.: Колос, 1924. 60 с. |
PDF-файл |