Название статьи

ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА РУССКОГО ИСКУССТВА

Автор/ы

М. Н. Цветаева

О. В. Губарева

Сведения об авторе/авторах

Марина Николаевна Цветаева — доктор культурологии, кандидат искусствоведения, доцент, профессор, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, ул. Правды, д. 13, 191119 г. Санкт-Петербург, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7826-4039
E-mail: mtsvetaeva@rambler.ru

Оксана Витальевна Губарева — кандидат культурологии, старший научный сотрудник, Российский институт истории искусств, Исаакиевская площадь, д. 5, 190000 г. Санкт-Петербург, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6700-4714
E-mail: oxania@list.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2022

Номер журнала

Т. 64

Страницы

С. 255–269

Дата поступления статьи

20.05.2021

Дата одобрения рецензентами

15.09.2021

Дата публикации

28.06.2022

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-64-255-269

Индекс УДК

7.03

Индекс ББК

85(2)

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические основания русской культуры и искусства, для которых авторы предлагают термин «богословие светского искусства». Этот подход показывается как органичный аналитический взгляд на прошлое отечественной культуры, открывающий перспективу ее развития в будущем. На примере русского искусства рубежа веков авторы рассуждают о проблемах идеала, поиска высшей правды, богоискательства как о ключевых, показывая, что на любом этапе, даже тогда, когда искусство, казалось бы, полностью отворачивается от Бога в его христианском понимании, в нем не игнорируются проблемы духовности и Богоискательства. Эти кризисные моменты авторы называют ключевыми, метафорически определяя их, как «схождение во ад», необходимое для того, чтобы разглядеть этапы Боготворчества и богоборчества, имеющие христианские истоки. В этом же богословском ключе на примере портретного и пейзажного жанра в статье рассматривается особенности национального психологизма русской культуры XIX–XX вв. При этом рассматриваются онтологический смысл произведений, их главная отличительная черта связана с отражением духовной жизни, взаимоотношением человека и Бога. Системный богословский подход к светской русской культуре, основанный на принципе целостности и христианской трихотомии, наиболее полно отражает генезис ее культурно-религиозных смыслов, духовно-эстетическую непрерывность ее развития, сложное движение к Истине и утопиям.

Ключевые слова

Богопознание, богоборчество, онтология, духовно-телесная целостность, «иконичность», «антиикона», «развоплощение», сотериология, образ, Первообраз, арх. Софроний Сахаров.

Список литературы

1 Архимандрит Рафаил. О языке православной иконы. СПб.: Сатисъ, 1997. 67 с.

2 Архимандрит Софроний (Сахаров) Видеть Бога как Он есть. Essex: Stavropegic Monastery of St. John the Baptist, 2011. 255 с.

3 Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. М.: Искусство, 1994. Т. 1. 541 с.

4 Глаголь С. С. Михаил Васильевич Нестеров. М.: И. Кнебель, [19--]. 126 с.

5 Грищенко А. В. Вопросы живописи. М.: Изд. А. Грищенко, 1917. Вып. 3: Русская икона как искусство живописи. 265 с.

6 Губарева О. В. Иконопись как зримое воплощение ценностных ориентиров русского народа и русской государственности // Фундаментальные основания государственной культурной политики России. Историко-философский аспект / А. Л. Казин, Г. В. Скотникова, О. В. Губарева, М. А. Дмитриева, Т. В. Беспалова, Ю. А. Закунов. СПб.: ИД «ПЕТРОПОЛИС», 2017. С. 77–132.

7 Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1873 и 1876 годы. М.; Л.: Гос. изд-во, 1929. XXVI. 512 с.

8 Достоевский Ф. М. Письмо Н. Д. Фонвизиной. Конец января — 20-е числа февраля 1854. Омск // Достоевский Ф. М. Собр. соч.: в 15 т. СПб.: Наука, 1996. Т. 15. С. 95–98. 

9 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1980. Т. 21. 551 с. 

10 Иустин Попович, преподобный. Достоевский о Европе и славянстве. М.; СПб.: Изд-во Сретенского монастыря, 2002. 27 с.

11 Казин А. Л. Религия и культура в русской православной цивилизации // Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве XX века – начала XXI века. 1917–2017. СПб.: Алетейя, 2016. Т. 1: 1917–1934. 541 с. 

12 Королькова Е. А. Любовь в диалоге желаний. СПб.: ГУАП, 2007. 299 с.

13 Лепахин В. В. Икона и иконичность. Сегед: JATEPress, 2000. 264 с.

14 Розанов В. В. М. И. Нестеров // Золотое руно. 1907. № 2. С. 3–7.

15 Сарабьянов Д. В. Русская живопись. Пробуждение памяти. М.: Журнал «Искусствознание», 1998. 431 с.

16 Сокурова О. Б. Слово в истории русской духовности и культуры. История и культура. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013. Вып. 10. 392 с.

17 Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках. Этюды по русской иконописи. Paris: YMCA-PRESS, 1965. 168 с.

18 Хатуаев В. У., Коробова Е. Г. Теократический абсолютизм Ивана Грозного // Научная сеть «Современное право». URL: https://cutme.site/MrgnF (дата обращения: 03.05.2021).

19 Цветаева М. Н. Онтология Русской художественной культуры // Актуальные проблемы теории и истории искусства. СПб.: НП-Принт, 2016. № 6. С. 777–783.

20 Цветаева М. Н. «Таинство души» в русском портретном жанре 18 века // Зб. Матице српске за ликовне уметности. 2019. № 47. С. 93–101.

21 Цветаева М. Н. Христианский взгляд на русское искусство: от иконы до авангарда. СПб.: Изд-во РХГА, 2012. 304 с.

PDF-файл

Скачать