Название статьи |
«МИРУ — МИР, А ГОСПОДУ — СЛАВА». О НЕКОТОРЫХ МОТИВАХ ТВОРЧЕСТВА ЛЮБОВИ МАЙКОВОЙ |
Автор/ы |
М. В. Строганов |
Сведения об авторе/авторах |
Михаил Викторович Строганов — доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-7618-7436. E-mail: mvstroganov@gmail.com |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2021 |
Номер журнала |
Т. 62 |
Страницы |
С. 344–356 |
Дата поступления статьи |
27.02.2021 |
Дата публикации |
28.12.2021 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-62-344-356 |
Индекс УДК |
75.046 |
Индекс ББК |
85.143(2) |
Аннотация |
Творчество Л. М. Майковой является одной из наиболее ярких страниц русского наивного искусства, которое мы понимаем как творчество людей фольклорного сознания за пределами тех жанров, которые существуют в фольклорном сознании. Но в устном народном творчестве встречаются произведения, которые напоминают стихотворные сочинения непрофессиональных авторов (стихотворные мемуары, письма в стихах, поэмы с изложением сюжетов мыльных опер). А живопись как таковая в народном художественном творчестве отсутствует. Поэтому живописный материал позволяет наиболее отчетливо дифференцировать наивное самодеятельное творчество и примитивизм как стиль авторского профессионального творчества. Наивное творчество не является формой досуговой деятельности, которая предполагает наличие досуговых организаций и руководство им. Наивное творчество — это форма досуговой практики, которая отрицает руководство и какие-либо организационные формы. Как явление досуговой практики, наивное творчество перестает быть анонимным, становится авторским и соревновательным, т. е. становится искусством. В картинах Л. М. Майковой как произведениях наивного художника роль словесного текста выше, чем в работах профессионального автора, поэтому название помещается в изобразительное пространство самой картины и выполняет функцию не рамки текста, но самого текста. Наконец, в творчестве наивного художника органически совмещаются идеологические пласты разного происхождения, иногда даже противоборствующие друг с другом. |
Ключевые слова |
Л. М. Майкова, наивное искусство, самодеятельное творчество, досуговые практики, живописный текст, рамка текста. |
Список литературы |
1 Байтуганов В. И. Народная художественная культура. Теория. История. Современность: Методические материалы к лекционному курсу. Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2018. 124 с. 2 Бакланова Т. И. Самодеятельное художественное творчество в СССР: учеб. пособие. М.: Изд-во МГИК, 1986. 79 с. 3 Бакланова Т. И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности: учеб. пособие. М.: Изд-во МГИК, 1992. 102 с. 4 Бакланова Т. И. Педагогика народного художественного творчества: учебник. СПб.: Лань, Планета музыки, 2016. 160 с. 5 Богемская К. Г. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке. СПб.: Алетейя, 2001. 185 с. 6 Богемская К. Г. Наивное искусство. Елена Волкова. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. 114 с. 7 Богемская К. Г. Наивное искусство. Павел Леонов. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. 183 с. 8 Богемская К. Г. Наивные художники России. Лексикон коллекционера. 9 Богемская К. Г. Искусство вне норм. М.: БуксМАрт, 2017. 416 с. 10 Виноградова Ф. Девушка из Кашина // Знамя. 1947. № 6. С. 154. 11 Высоцкий В. Соч.: в 2 т. / cост., подгот. текста и коммент. А. Е. Крылова. М.: Худож. лит., 1991. Т. 1: Песни. 640 с. 12 Грибов Н. Красочный праздник души. Поездка к Любови Майковой // Нева. 2006. № 1. С. 242–250; Москва. 2006. № 9. URL: https://magazines.gorky.media/neva/2006/1/krasochnyj-prazdnik-dushi.html (дата обращения: 27.02.2021). 13 Грибов Н. Художница-крестьянка Любовь Майкова. URL: http://ngribov.blogspot.com/ (дата обращения: 27.02.2021). 14 Дневник и письма Ины Константиновой / вступ. ст. И. Эренбурга. Калинин: Книжное изд-во, 1957. 236 с. 15 Душенко Кн. Цитаты из русской истории. 2200 цитат от призвания варягов до наших дней: справочник. М.: Эксмо, 2005. 623 с. 16 Жестокие романсы // Завидовские чтения. Краеведческая серия. Тверь: СФК-Офис, 2017. Вып. 1. 360 с. 17 Каргин А. С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1984. 224 с. 18 Каргин А. С. Самодеятельное художественное творчество. История. Теория. Практика: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1988. 271 с. 19 Каргин А. С. Народное художественное творчество. Структура. Формы. Свойства. М.: Музыка, 1990. 143 с. 20 Каргин А. С. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств: учеб. пособие. М.: ГРЦРФ, 1997. 288 с. 21 На Калининском фронте Великой войны: Стихи и судьбы / общ. ред. В. В. Кузнецова, М. В. Строганова. Ижевск: ООО «Принт-2», 2016. 294 с. 22 Николаев Р. О. Начало новой эпохи наивной поэзии? (О стихотворном переложении сериала «Просто Мария») // От... и до...: Юбилейный альманах в честь Е. В. Душечкиной и А. Ф. Белоусова / сост. С. Г. Леонтьева, К. А. Маслинский. СПб.: Бельведер, 2006. С. 199–208. 23 Советское наивное искусство: Альбом-каталог / сост. А. Мещеряков, С. Сафонов, И. Остаркова. М.: Интеррос, 2007. 384 с. 24 Стихотворная мемуаристика Н. А. Ветровой / публ., вступ. ст. и примеч. М. В. Строганова // Живая старина. 2015. № 3. С. 11–13. 25 И. З. Суриков и поэты-суриковцы // вступ. ст., биогр. справки, подгот. текста и примеч. Е. С. Калмановского. М.; Л.: Сов. писатель, 1966. 515 с. 26 Cheauré E., Stroganov M. Zwischen Dienst und freier Zeit. Muße und Müßiggang in der russischen Literatur des 18. Jahrhunderts // Muße-Diskurse. Russland im 18. und 19. Jahrhundert / Herausgeber E. Cheauré. Stuttgart: Stuttgart HRB, 2016. S. 35–80. |
PDF-файл |