Название статьи

«МИРУ — МИР, А ГОСПОДУ — СЛАВА». О НЕКОТОРЫХ МОТИВАХ ТВОРЧЕСТВА ЛЮБОВИ МАЙКОВОЙ 

Автор/ы

М. В. Строганов

Сведения об авторе/авторах

Михаил Викторович Строганов — доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-7618-7436. E-mail: mvstroganov@gmail.com

Рубрика

Искусствоведение

Год

2021

Номер журнала

Т. 62

Страницы

С. 344–356

Дата поступления статьи

27.02.2021

Дата публикации

28.12.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-62-344-356

Индекс УДК

75.046

Индекс ББК

85.143(2)

Аннотация

Творчество Л. М. Майковой является одной из наиболее ярких страниц русского наивного искусства, которое мы понимаем как творчество людей фольклорного сознания за пределами тех жанров, которые существуют в фольклорном сознании. Но в устном народном творчестве встречаются произведения, которые напоминают стихотворные сочинения непрофессиональных авторов (стихотворные мемуары, письма в стихах, поэмы с изложением сюжетов мыльных опер). А живопись как таковая в народном художественном творчестве отсутствует. Поэтому живописный материал позволяет наиболее отчетливо дифференцировать наивное самодеятельное творчество и примитивизм как стиль авторского профессионального творчества. Наивное творчество не является формой досуговой деятельности, которая предполагает наличие досуговых организаций и руководство им. Наивное творчество — это форма досуговой практики, которая отрицает руководство и какие-либо организационные формы. Как явление досуговой практики, наивное творчество перестает быть анонимным, становится авторским и соревновательным, т. е. становится искусством. В картинах Л. М. Майковой как произведениях наивного художника роль словесного текста выше, чем в работах профессионального автора, поэтому название помещается в изобразительное пространство самой картины и выполняет функцию не рамки текста, но самого текста. Наконец, в творчестве наивного художника органически совмещаются идеологические пласты разного происхождения, иногда даже противоборствующие друг с другом.

Ключевые слова

Л. М. Майкова, наивное искусство, самодеятельное творчество, досуговые практики, живописный текст, рамка текста.

Список литературы

1 Байтуганов В. И. Народная художественная культура. Теория. История. Современность: Методические материалы к лекционному курсу. Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2018. 124 с.

2 Бакланова Т. И. Самодеятельное художественное творчество в СССР: учеб. пособие. М.: Изд-во МГИК, 1986. 79 с.

3 Бакланова Т. И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности: учеб. пособие. М.: Изд-во МГИК, 1992. 102 с.

4 Бакланова Т. И. Педагогика народного художественного творчества: учебник. СПб.: Лань, Планета музыки, 2016. 160 с.

5 Богемская К. Г. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке. СПб.: Алетейя, 2001. 185 с.

6 Богемская К. Г. Наивное искусство. Елена Волкова. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. 114 с.

7 Богемская К. Г. Наивное искусство. Павел Леонов. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. 183 с.

8 Богемская К. Г. Наивные художники России. Лексикон коллекционера.
СПб.: Алетейя, 2009. 180 с.

9 Богемская К. Г. Искусство вне норм. М.: БуксМАрт, 2017. 416 с.

10 Виноградова Ф. Девушка из Кашина // Знамя. 1947. № 6. С. 154.

11 Высоцкий В. Соч.: в 2 т. / cост., подгот. текста и коммент. А. Е. Крылова. М.: Худож. лит., 1991. Т. 1: Песни. 640 с.

12 Грибов Н. Красочный праздник души. Поездка к Любови Майковой // Нева. 2006. № 1. С. 242–250; Москва. 2006. № 9. URL: https://magazines.gorky.media/neva/2006/1/krasochnyj-prazdnik-dushi.html (дата обращения: 27.02.2021).

13 Грибов Н. Художница-крестьянка Любовь Майкова. URL: http://ngribov.blogspot.com/ (дата обращения: 27.02.2021).

14 Дневник и письма Ины Константиновой / вступ. ст. И. Эренбурга. Калинин: Книжное изд-во, 1957. 236 с.

15 Душенко Кн. Цитаты из русской истории. 2200 цитат от призвания варягов до наших дней: справочник. М.: Эксмо, 2005. 623 с.

16 Жестокие романсы // Завидовские чтения. Краеведческая серия. Тверь: СФК-Офис, 2017. Вып. 1. 360 с. 

17 Каргин А. С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1984. 224 с.

18 Каргин А. С. Самодеятельное художественное творчество. История. Теория. Практика: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1988. 271 с.

19 Каргин А. С. Народное художественное творчество. Структура. Формы. Свойства. М.: Музыка, 1990. 143 с.

20 Каргин А. С. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств: учеб. пособие. М.: ГРЦРФ, 1997. 288 с.

21 На Калининском фронте Великой войны: Стихи и судьбы / общ. ред. В. В. Кузнецова, М. В. Строганова. Ижевск: ООО «Принт-2», 2016. 294 с.

22 Николаев Р. О. Начало новой эпохи наивной поэзии? (О стихотворном переложении сериала «Просто Мария») // От... и до...: Юбилейный альманах в честь Е. В. Душечкиной и А. Ф. Белоусова / сост. С. Г. Леонтьева, К. А. Маслинский. СПб.: Бельведер, 2006. С. 199–208.

23 Советское наивное искусство: Альбом-каталог / сост. А. Мещеряков, С. Сафонов, И. Остаркова. М.: Интеррос, 2007. 384 с.

24 Стихотворная мемуаристика Н. А. Ветровой / публ., вступ. ст. и примеч. М. В. Строганова // Живая старина. 2015. № 3. С. 11–13.

25 И. З. Суриков и поэты-суриковцы // вступ. ст., биогр. справки, подгот. текста и примеч. Е. С. Калмановского. М.; Л.: Сов. писатель, 1966. 515 с. 

26 Cheauré E., Stroganov M. Zwischen Dienst und freier Zeit. Muße und Müßiggang in der russischen Literatur des 18. Jahrhunderts // Muße-Diskurse. Russland im 18. und 19. Jahrhundert / Herausgeber E. Cheauré. Stuttgart: Stuttgart HRB, 2016. S. 35–80.

PDF-файл

Скачать