Название статьи

К ИСТОРИИ РУССКОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ НАРРАЦИИ: ПРОЗАИЧЕСКИЙ АВТОКОММЕНТАРИЙ В ПОЭМАХ П. БУСЛАЕВА «УМОЗРИТЕЛЬСТВО ДУШЕВНОЕ» И М. АМЕЛИНА «ВЕСЕЛАЯ НАУКА»

Автор/ы

В. Б. Зусева-Озкан

Сведения об авторе/авторах

Вероника Борисовна Зусева-Озкан — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Отдела литератур Европы и Америки Новейшего времени, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; главный научный сотрудник Центра научного проектирования Управления по научной работе, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125047 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9537-108X
E-mail: v.zuseva.ozkan@ gmail.com

Рубрика

Филологические науки

Год

2022

Номер журнала

Т. 65

Страницы

С. 192–207

Дата поступления статьи

28.10.2020

Дата одобрения рецензентами

25.12.2020

Дата публикации

28.09.2022

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-65-192-207

Индекс УДК

821.161.1.0

Индекс ББК

83.3(2Рос=Рус)

Аннотация

Статья посвящена сопоставлению поэм Петра Буслаева «Умозрительство душевное...» (1734) и Максима Амелина «Веселая наука» (1999). Автор доказывает генетическое родство двух произведений и особенно фокусируется на приеме прозаического построфного автокомментария «на полях» к основному поэтическому тексту — приеме крайне редком и сразу же указывающем на преемственность амелинского текста по отношению к буслаевскому. Специально анализируется нарративный субъект (или субъект речи и сознания) — как в основном тексте, так и в автокомментарии обоих произведений, выявляются сходства и различия между двумя поэмами, принадлежащими двум разным эпохам поэтики — традиционалистской (эйдетической) и неклассической стадии эпохи художественной модальности. С меньшей детальностью сопоставление продолжается на всех уровнях структуры двух произведений; устанавливается, что Амелин, с одной стороны, воспроизводит принципы поэзии XVIII в. вообще и поэтической наррации этого периода в частности, а с другой — преобразовывает их в соответствии с духом новой поэтики. Применяя наиболее яркую находку позднебарочной поэмы Буслаева — маргиналии-автокомментарий, он копирует его внешнюю структуру, одновременно переориентируя ее и превращая прием ученой поэзии, стремящийся истолковать читателю непонятное и дать единственно верную трактовку основного текста, в прием игровой, направленный на смыслопорождающее столкновение стилей, эпох, мировоззрений.

Ключевые слова

П. Буслаев, М. Амелин, поэма, историческая нарратология, прозаический автокомментарий, поэтическая наррация, барокко и необарокко.

Список литературы

1 Амелин М. Гнутая речь. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2011. 464 с.

2 Бройтман С. Н. Историческая поэтика. М.: Изд-во РГГУ, 2001. 320 с.

3 Буслаев П. Умозрителство душевное, описанное стихами, о преселении в вечную жизнь превосходительной баронессы Марии Яковлевны Строгоновой // Русская силлабическая поэзия XVII–XVIII вв. Л.: Сов. писатель, 1970. С. 288–299.

4 Бухаркин П. Е. Поэма П. Буслаева «Умозрительство душевное» в литературном движении петровской эпохи // XVIII век. СПб.: Наука, 2011. Сб. 26: Старое и новое в русском литературном сознании XVIII века. С. 4–19.

5 Волошинов В. Н. [Бахтин М. М.] Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. М.: Лабиринт, 1993. 192 с.

6 Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: Энциклопедический путеводитель. М.: Изд-во Кулагиной, Intrada, 2010. 512 с.

7 Липовецкий М. Н. Паралогии. Трансформации (пост)модернистского дискурса в культуре 1920–2000-х годов. М.: НЛО, 2008. 848 с.

8 Майков В. И. Елисей, или Раздраженный Вакх // Майков В. И. Избранные произведения. М.; Л.: Сов. писатель, 1966. С. 74–135.

9 Мамардашвили М. Картезианские размышления. М.: Прогресс, Культура, 1993. 352 с.

10 Панченко А. М. Буслаев Петр // Словарь русских писателей XVIII века. Л.: Наука, 1988. Вып. 1. С. 136.

11 Сазонова Л. И. Авторский комментарий в структуре произведения (Поэма «Умозрительство душевное» Петра Буслаева) // Литературоман(н)ия: к 90-летию Юрия Владимировича Манна: сб. ст. М.: Изд-во РГГУ, 2019. C. 502–511.

12 Семенова Е. Парфенон в Кижах: Максим Амелин о дамских игрушках, орехе без скорлупы и языковом коде // Независимая газета. Ex Libris. 11 апреля 2013. URL: https://www.ng.ru/ng_exlibris/2013-04-11/2_parfenov.html (дата обращения: 20.10.2020).

13 Серман И. З. М. В. Ломоносов, Г. С. Сковорода и борьба направлений в русской и украинской литературах XVIII в. // Русская литература XVIII века и славянские литературы: исследования и материалы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 40–78.

14 Тынянов Ю. Н. О композиции «Евгения Онегина» // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 52–77.

15 Stanzel F. K. Theorie des Erzälens. Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1979. 333 p.

PDF-файл

Скачать