Название статьи

СЕМАНТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДВОРЦОВОГО ХРАМА (ЧАСОВНЯ СВЯТОГО КРЕСТА В КАРЛШТЕЙНЕ И СОБОР СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА В ЗИМНЕМ ДВОРЦЕ)

Автор/ы

И. М. Аникин

Т. Е. Аникина

Сведения об авторе/авторах

Иван Михайлович Аникин — бакалавр богословия, Гимназия Горница, Ленинский просп., д. 110, корп. 1, лит. Б., пом. 53-н, 198303 г. Санкт-Петербург, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5353-0983
E-mail: anikin994@gmail.com

Татьяна Евгеньевна Аникина — кандидат филологических наук, доцент.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4041-493X
E-mail: anikina.tatiana@mail.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2022

Номер журнала

Т. 64

Страницы

С. 36–44

Дата поступления статьи

04.02.2021

Дата одобрения рецензентами

11.03.2021

Дата публикации

28.06.2022

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-64-36-44

Индекс УДК

008

Индекс ББК

71.05

Аннотация

Статья посвящена месту дворцового храма в культурной, религиозной, политической и социальной жизни нации. На примере Часовни святого Креста в королевском замке Карлштейн в Чехии и Собора Спасо Нерукотворного образа в Зимнем Дворце показывается, что дворцовые храмы главных королевских/царских резиденций совмещают в себе функции духовной и светской власти. Семантика дворцовой церкви, сложившаяся в Средние века, в Новое время не теряет своего значения. Она «одухотворяет власть» — власть становится благословенной, освященной вековыми святынями и выражающей чаяния народа. Кафедральному собору отводится важная роль в жизни нации. В средневековом обществе он был символом духовенства. Кроме того, он имеет и мифологическую функцию в сфере имагинарного. Другим мифом Средневековья является замок. Это символ средоточия силы и власти. Кафедральный собор и замок — два центра власти: духовной и светской. Часовня Святого Креста находится в замке Карлштейн — резиденции Карла IV Люксембурга, бывшего не только королем Чехии, но с 1349 г. и главой Священной Римской империи. Карлштейн расположен на трех уступах холма, и комплекс замковых частей выражает политическую и мировоззренческую позицию короля. Часовня Святого Креста расположена на самой высокой террасе и является самым мощным строением замкового комплекса. Кроме реликвий, в капелле Святого Креста хранились регалии королевской власти. Капелла Святого Креста символизировала Небесный Иерусалим. Можно говорить об особой функции дворцового храма в деле духовного окормления вверенного владыке народа. Модель дворцового храма через несколько веков воплотилась в соборе Спаса Нерукотворного образа Зимнего дворца. В соборе хранились уникальные святыни. Наиболее значительные события русской духовной и общественной жизни также связаны с собором Спаса Нерукотворного образа. Дворцовые храмы, связанные и с духовной, и со светской властью, приобретают особую функцию одухотворения власти.

Ключевые слова

дворцовый храм, крепость, кафедральный собор, собор Спаса Нерукотворного образа Зимнего Дворца, часовня Святого Креста в Карлштейне. Легенда о Святой Екатерине.

Список литературы

1 Августин (Никитин), архимандрит. Святыня дворцовой церкви // Собор Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце как памятник духовной и материальной культуры. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1998. С. 40–44.

2 Аникин М. А. Большая церковь (собор Спаса Нерукотворного образа) и русский Императорский двор // Собор Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце как памятник духовной и материальной культуры. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1998. С. 32–37.

3 Аникин М. А. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее отражение в художественном собрании Государственного Эрмитажа // Мат. XXVII межвуз. научн.-методич. конф. преподавателей и аспирантов СПбГУ. СПб.: Изд-во филол. ф-та СПбГУ, 1998. С. 18–21.

4 Гофф Ж. ле Герои и чудеса Средних веков. М.: Текст, 2012. 220 (4) с. URL:
http://e-libra.ru (дата обращения: 02.12.2020).

5 Дворжак Я. Карлштейн / пер. с чешского. Прага: Центр гос. управления по охране памятников старины и природы среднечешской области, 1981. 32 с.

6 Домик Петра I — Русский музей // Русский музей. URL: http://www.rusmuseum.ru/cabin-of-peter-1/history/ (дата обращения: 21.12.2010).

7 Завадская Л. А. Куннерсдорфский крест из Большой церкви Зимнего дворца // Собор Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце как памятник духовной и материальной культуры. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1998. С. 48–52.

8 Кузнецова Л. К. Исполненные по повелению Екатерины и Павла работы петербургских ювелиров, хранившиеся в ризнице Большого собора Зимнего дворца // Собор Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце как памятник духовной и материальной культуры. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1998. С. 44–48.

9 Кузнецова Л. К. О некоторых вещах из ризницы Большого собора Зимнего дворца, переданных в 1920-е годы в собрание Эрмитажа // Собор Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце как памятник духовной и материальной культуры. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1998. С. 27–32.

10 Мельников Г. П. Архитектурно-топографическая организация городской среды Праги в эпоху средневековья как историко-культурная парадигма — Город и искусство. Субъекты социокультурного диалога. М.: Наука, 1996. С. 128–135. 

11 Собор Спаса Нерукотворного // Петербург центр. URL: https://peterburg.center/maps/sobor-spasa-nerukotvornogo (дата обращения: 21.12.2010).

12 Чернышев В. А. Проблемы истории строительства и функционирования собора Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце // Собор Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце как памятник духовной и материальной культуры. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1998. С. 5–9.

13 Legenda o sv. Kateřině // Česká literazura od počátků k dnešku. Praha: Nakladatelství Lidové Noviny, 2000. 1048 s.

14 Petrů E. Vzdálené hlasy. Olomouc: Votobia, 1996. 443 s.

15 Vilikovský J. Legenda o Svaté Kateřině. Praha: Národní knihovna, 1941. 177 s.

PDF-файл

Скачать