Название статьи |
СЕМАНТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДВОРЦОВОГО ХРАМА (ЧАСОВНЯ СВЯТОГО КРЕСТА В КАРЛШТЕЙНЕ И СОБОР СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА В ЗИМНЕМ ДВОРЦЕ) |
Автор/ы |
И. М. Аникин Т. Е. Аникина |
Сведения об авторе/авторах |
Иван Михайлович Аникин — бакалавр богословия, Гимназия Горница, Ленинский просп., д. 110, корп. 1, лит. Б., пом. 53-н, 198303 г. Санкт-Петербург, Россия. Татьяна Евгеньевна Аникина — кандидат филологических наук, доцент. |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2022 |
Номер журнала |
Т. 64 |
Страницы |
С. 36–44 |
Дата поступления статьи |
04.02.2021 |
Дата одобрения рецензентами |
11.03.2021 |
Дата публикации |
28.06.2022 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-64-36-44 |
Индекс УДК |
008 |
Индекс ББК |
71.05 |
Аннотация |
Статья посвящена месту дворцового храма в культурной, религиозной, политической и социальной жизни нации. На примере Часовни святого Креста в королевском замке Карлштейн в Чехии и Собора Спасо Нерукотворного образа в Зимнем Дворце показывается, что дворцовые храмы главных королевских/царских резиденций совмещают в себе функции духовной и светской власти. Семантика дворцовой церкви, сложившаяся в Средние века, в Новое время не теряет своего значения. Она «одухотворяет власть» — власть становится благословенной, освященной вековыми святынями и выражающей чаяния народа. Кафедральному собору отводится важная роль в жизни нации. В средневековом обществе он был символом духовенства. Кроме того, он имеет и мифологическую функцию в сфере имагинарного. Другим мифом Средневековья является замок. Это символ средоточия силы и власти. Кафедральный собор и замок — два центра власти: духовной и светской. Часовня Святого Креста находится в замке Карлштейн — резиденции Карла IV Люксембурга, бывшего не только королем Чехии, но с 1349 г. и главой Священной Римской империи. Карлштейн расположен на трех уступах холма, и комплекс замковых частей выражает политическую и мировоззренческую позицию короля. Часовня Святого Креста расположена на самой высокой террасе и является самым мощным строением замкового комплекса. Кроме реликвий, в капелле Святого Креста хранились регалии королевской власти. Капелла Святого Креста символизировала Небесный Иерусалим. Можно говорить об особой функции дворцового храма в деле духовного окормления вверенного владыке народа. Модель дворцового храма через несколько веков воплотилась в соборе Спаса Нерукотворного образа Зимнего дворца. В соборе хранились уникальные святыни. Наиболее значительные события русской духовной и общественной жизни также связаны с собором Спаса Нерукотворного образа. Дворцовые храмы, связанные и с духовной, и со светской властью, приобретают особую функцию одухотворения власти. |
Ключевые слова |
дворцовый храм, крепость, кафедральный собор, собор Спаса Нерукотворного образа Зимнего Дворца, часовня Святого Креста в Карлштейне. Легенда о Святой Екатерине. |
Список литературы |
1 Августин (Никитин), архимандрит. Святыня дворцовой церкви // Собор Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце как памятник духовной и материальной культуры. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1998. С. 40–44. 2 Аникин М. А. Большая церковь (собор Спаса Нерукотворного образа) и русский Императорский двор // Собор Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце как памятник духовной и материальной культуры. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1998. С. 32–37. 3 Аникин М. А. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее отражение в художественном собрании Государственного Эрмитажа // Мат. XXVII межвуз. научн.-методич. конф. преподавателей и аспирантов СПбГУ. СПб.: Изд-во филол. ф-та СПбГУ, 1998. С. 18–21. 4 Гофф Ж. ле Герои и чудеса Средних веков. М.: Текст, 2012. 220 (4) с. URL: 5 Дворжак Я. Карлштейн / пер. с чешского. Прага: Центр гос. управления по охране памятников старины и природы среднечешской области, 1981. 32 с. 6 Домик Петра I — Русский музей // Русский музей. URL: http://www.rusmuseum.ru/cabin-of-peter-1/history/ (дата обращения: 21.12.2010). 7 Завадская Л. А. Куннерсдорфский крест из Большой церкви Зимнего дворца // Собор Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце как памятник духовной и материальной культуры. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1998. С. 48–52. 8 Кузнецова Л. К. Исполненные по повелению Екатерины и Павла работы петербургских ювелиров, хранившиеся в ризнице Большого собора Зимнего дворца // Собор Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце как памятник духовной и материальной культуры. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1998. С. 44–48. 9 Кузнецова Л. К. О некоторых вещах из ризницы Большого собора Зимнего дворца, переданных в 1920-е годы в собрание Эрмитажа // Собор Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце как памятник духовной и материальной культуры. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1998. С. 27–32. 10 Мельников Г. П. Архитектурно-топографическая организация городской среды Праги в эпоху средневековья как историко-культурная парадигма — Город и искусство. Субъекты социокультурного диалога. М.: Наука, 1996. С. 128–135. 11 Собор Спаса Нерукотворного // Петербург центр. URL: https://peterburg.center/maps/sobor-spasa-nerukotvornogo (дата обращения: 21.12.2010). 12 Чернышев В. А. Проблемы истории строительства и функционирования собора Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце // Собор Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце как памятник духовной и материальной культуры. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1998. С. 5–9. 13 Legenda o sv. Kateřině // Česká literazura od počátků k dnešku. Praha: Nakladatelství Lidové Noviny, 2000. 1048 s. 14 Petrů E. Vzdálené hlasy. Olomouc: Votobia, 1996. 443 s. 15 Vilikovský J. Legenda o Svaté Kateřině. Praha: Národní knihovna, 1941. 177 s. |
PDF-файл |