Название статьи |
ЗНАЧЕНИЕ ЗВУКА В СОЗДАНИИ ВНУТРЕННЕГО МИРА КИНОПЕРСОНАЖА (НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА Л. ШЕПИТЬКО «ВОСХОЖДЕНИЕ») |
Автор/ы |
Е. А. Русинова |
Сведения об авторе/авторах |
Елена Анатольевна Русинова — кандидат искусствоведения, доцент, проректор, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова, ул. Вильгельма Пика, д. 3, 129226 г. Москва, Россия. E-mail: mail@vgik.info |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2019 |
Номер журнала |
Т. 52 |
Страницы |
С. 243–250 |
Дата поступления статьи |
09.11.2018 |
Дата публикации |
28.06.2019 |
Индекс УДК |
791.43/.45 |
Индекс ББК |
85.317 + 85.374.3(2)6 |
Аннотация |
Создание на киноэкране внутреннего мира героя — важнейший этап процесса формирования целостного художественного образа кинофильма. В кинематографе как синтетическом искусстве художественный образ создается с помощью сложной системы взаимодействия визуальных и звуковых средств выразительности. В статье анализируются не только визуальные возможности, но и приемы звукорежиссуры, способствующие отражению внутреннего мира киногероя, различных состояний его сознания и мыслительной деятельности. При создании фонограммы фильма применяется ряд приемов, способствующих не только более ясному пониманию зрителем пространственных различий внутри киноформы, но и более полно раскрывающих художественный и идейный замысел, а также эстетику и даже мировоззрение режиссера, в частности, пространственно-временная и частотно-динамическая обработки звука, звуковой дизайн. Для создания особой звуковой атмосферы различных художественных пространств используются эстетические возможности звуковых ландшафтов. Разработка аудиовизуального решения авторского фильма, в том числе концепции музыкального оформления, показана на примере выдающейся работы российского кинорежиссера Ларисы Шепитько «Восхождение». Показано, что разработка звуковой составляющей общей аудиовизуальной концепции фильма может иметь важнейшее значение не только для формирования художественного образа отдельного персонажа, но и для выражения эстетических принципов, художественного стиля и мировоззрения автора. |
Ключевые слова |
отечественный кинематограф, кинопритча, звук в кино, звукорежиссура, аудиовизуальная концепция фильма, музыка фильма. |
Список литературы |
1 Быков В. Сотников // Lib.ru. URL: http://lib.ru/PROZA/BYKOW/sotnikov.txt (дата обращения: 17.02.2019). 2 Казарян Р. А. Эстетика кинофонографии. М.: Изд-во ИПК работников ТВ и РВ, РОФ «Эйзенштейновский центр исследований культуры», 2011. 248 с. 3 Рыбак Л. Последний разговор // Кинопанорама: Советское кино сегодня. М.: Искусство, 1981. 335 c. 4 Что такое язык кино? М.: Искусство, 1989. 238 с. 5 Шрейдер П. Трансцендентальный стиль в кино: Одзу, Брессон, Дрейер // Киноведческие записки. 1996/97. № 32. С. 182–201. 6 Эйзенштейн С. М. Методология звукозрительного монтажа // Монтаж. М.: РОФ «Эйзенштейновский центр исследований культуры», Музей кино, 2000. 592 с. 7 Эйзенштейн С. М. Образ и метафора // Монтаж. М.: РОФ «Эйзенштейновский центр исследований культуры», Музей кино, 2000. 592 с. 8 Schafer R. M. The New Soundscape. A Handbook for the Modern Music Teacher. Scarborough, Ontario: BML, 1969. 68 p. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|