Название статьи |
КРИЗИС РЕНЕССАНСНОГО ТИПА КУЛЬТУРЫ В РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ МЫСЛИ: ИДЕЙНЫЕ ИСТОЧНИКИ ТРАКТАТА Н. А. БЕРДЯЕВА «НОВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ» |
Автор/ы |
А. В. Черняев |
Сведения об авторе/авторах |
Анатолий Владимирович Черняев — кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, Институт философии Российской академии наук, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, 109240 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2019-5330 E-mail: chernyaev@iphras.ru Александра Юрьевна Бердникова — кандидат философских наук, научный сотрудник, Институт философии Российской академии наук, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, 109240 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1607-5061 E-mail: alexser015@yandex.ru |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2020 |
Номер журнала |
Т. 58 |
Страницы |
С. 72-83 |
Дата поступления статьи |
22.08.2020 |
Дата публикации |
28.12.2020 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-58-72-83 |
Индекс УДК |
008+1(091) |
Индекс ББК |
71+87.3(2) |
Аннотация |
Концепция «нового Средневековья» формировалась в результате переосмысления Н. А. Бердяевым целого ряда идей, продуцированных в рамках зарубежной и отечественной мыслительных традиций. Для уяснения генезиса и специфики концепции Бердяева проведена реконструкция ее предыстории в широком культурно-историческом контексте: начиная от зарождения идеи у представителей немецкого романтизма (и, в частности, учения Новалиса) до возникновения схожих интенций в русской философии (концепция «свободной теократии» В. С. Соловьева) и их развития в работах русских мыслителей XX в. (П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Д. С. Мережковский). Параллельно реконструирована идейная эволюция самого Бердяева, в которой выявлены этапы, непосредственно связанные со становлением концепции «нового Средневековья»: обращение философа к осмыслению проблематики революции и Реформации, развитие идеи «теократического социализма» и т. д. Зарождение и развитие концепции «нового Средневековья», как и самого этого термина, рассмотрено также в контексте творческой биографии Бердяева, в частности, эпизода его критики с критикой его ранних «идеалистических» идей марксистами А. А. Богдановым и А. В. Луначарским [прямым следствием чего стала статья Богданова «Новое Средневековье. О “проблемах идеализма”» (1903) ]; а также с практическим осмыслением феномена Реформации Бердяевым, произошедшим в связи с конфликтом Г. П. Федотова с руководством Свято-Сергиевского богословского института в Париже в 1939 г. Отдельное внимание уделяется влиянию, оказанному на развитие и становление данной концепции в творчестве Бердяева идеями западных мыслителей — Ж. де Местра и О. Шпенглера. Делается вывод о «включенности» рассуждений Бердяева в общие тенденции осмысления феномена секуляризации в русской религиозной мысли рубежа XIX–XX вв. |
Ключевые слова |
Н. А. Бердяев, «Новое Средневековье», романтизм, В. С. Соловьев, Ж. де Местр, О. Шпенглер, Реформация, теократия, секуляризация, постсекуляризация. |
Список литературы |
1 Антонов К. М. «Как возможна религия?» Философия религии и философские проблемы богословия в русской религиозной мысли XIX–XX вв.: в 2 ч. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. Ч. 2. 368 с. 2 Бердяев Н. А. Предсмертные мысли Фауста // Бердяев Н. А. Смысл истории. Новое Средневековье / сост. и комм. В. В. Сапова. М.: Канон+, 2017. С. 362–379. 3 Бердяев Н. А. Размышления о русской революции // Бердяев Н. А. Смысл истории. Новое Средневековье / сост. и комм. В. В. Сапова. М.: Канон+, 2017. С. 252–281. 4 Бердяев Н. А. Самопознание. Русская идея. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. 604 с. 5 Бердяев Н. А. Смысл истории // Бердяев Н. А. Смысл истории. Новое Средневековье / сост. и комм. В. В. Сапова. М.: Канон+, 2017. С. 7–216. 6 Бердяев Н. А. Существует ли в православии свобода мысли и совести? (В защиту Георгия Федотова) // Путь. 1939. № 59. С. 46–54. 7 Богданов А. А. Новое средневековье. О «проблемах идеализма» // Н. А. Бердяев: pro et contra. Антология / сост., вступит. ст. и прим. А. А. Ермичев. СПб.: Изд-во РХГИ, 1994. Кн. 1. С. 120–145. 8 Богданов А. Новое средневековье. О «Проблемах идеализма» // Образование. 1903. Кн. 3. С. 1–28. 9 Болтовская Л. Н. Новалис как христианский поэт и мыслитель // Христианское чтение. 2018. № 2. С. 152–164. 10 Булгаков С. Н. На религиозно-общественные темы. I. Средневековый идеал и новейшая культура // Русская мысль. 1907. Кн. I. С. 61–83. — Рец. на кн.: Г. Эйкен. История и система средневекового миросозерцания / пер. с нем. В. Н. Линдта, со вступ. ст. И. М. Гревса. СПб.: [б.и.], 1907. XL+729 с. 11 Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Путь, 1917. VI + 426 с. 12 Волкогонова О. Д. Бердяев. М.: Молодая гвардия, 2010. 390 с. 13 Левицкий С. А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли: в 2 т. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1981. Т. 2. 231 с. 14 Луначарский А. В. Трагизм жизни и белая магия // Образование. 1902. № 9. Отд. 2. С. 109–128. 15 Мережковский Д. С. Революция и религия // Русская мысль. 1907. Кн. II. С. 64–85. Кн. III. С. 17–34. 16 Новалис. Христианство или Европа // Arbor Mundi. 1994. № 3. С. 151–164. 17 Панкова Е. А. «Новое Средневековье» в эстетике немецкого романтизма // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2005. № 2. С. 80–86. 18 Пантина М. В. К проблеме рецепции Ж. де Местра русской культурой рубежа XIX–XX вв. (Вл. Соловьев, Н. Бердяев) // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, № 4. С. 26–39. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2018-3-4-26-39 19 Селунская Н. А. «Новое средневековье» — русская идея? Медиевистика Бицилли, средневековые общественные движения и актуализация истории // Диалог со временем. 2018. № 64. Специальный выпуск. Россия в мире. М.: ИВИ, 2018. С. 179–195. 20 Силантьева М. В. Философия культуры Николая Бердяева о перспективах «посткризисного мира»: методологические аспекты интеллектуальной модели «нового средневековья» // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Социологические науки. 2017. № 3. С. 71–79. 21 Симян Т. С. «Христианский мир или Европа» Новалиса: опыт прочтения в исторической перспективе // Известия УрФУ. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2017. Т. 19. № 1 (160). С. 186–196. 22 Соловьев В. С. История и будущность теократии (Исслед. всемирно-ист. пути к истинной жизни). Загреб: Акционерная тип., 1887. Т. 1. Предисл. Вступ. Философия библейской истории. XXII + 396 с. 23 Соловьев В. С. О причинах упадка средневекового миросозерцания. Реферат В. С. Соловьева в заседании Психологического общества 19-го окт. 1891 г. М.: [б. и.], 1892. 23 с. 24 Флоренский П. А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из Соловецких писем. Завещание / сост. игумен Андроник (Трубачев), М. С. Трубачева, Т. В. Флоренская, П. В. Флоренский; предисл. и комм. игумена Андроника (Трубачева). М.: Московский рабочий, 1982. 560 с. 25 Хагемейстер М. «Новое Средневековье» Павла Флоренского / пер. с нем. яз. Н. Бонецкой // Звезда. 2006. № 11. С. 131–144. 26 Черняев А. В. Николай Бердяев. Реформатор без Реформации // Вопросы философии. 2014. № 11. C. 79–87. 27 Черняев А. В. «Теократический социализм» Н. А. Бердяева // Тетради по консерватизму. 2014. № 3. С. 60–72. 28 Lampert E. Nicolas Berdiyaev and the New Middle Ages. London: James Clarke & Co., 1946. 98 p. 29 Reichelt S. G. Nikolaj A. Berdjaev in Deutschland 1920–1950. Eine rezeptionshistorische Studie. Leipzig: Universitätsverlag, 1999. 273 s. |
PDF-файл |